Ноги точно не отнимутся? Как появилась и развивалась эпидуральная анестезия
Замедление родовой деятельности, паралич нижних конечностей и боли в спине — этими мифами об эпидуральной анестезии (вернее, ее возможных последствиях) до сих пор некоторые запугивают рожениц.
Выясняем, как обезболивали роды раньше, когда появилась эпидуралка (и при чем здесь феминистки) и почему ее не нужно бояться. Во всех тонкостях нам помог разобраться анестезиолог сети клиник DocDeti, DocMed и DocDent Вячеслав Киреев.
Что было до эпидуралки
С древних времен женщины пытались свести к минимуму боль во время родов: специальными обрядами, амулетами и заговорами. После принятия христианства боль при родах стали считать наказанием за грех Евы в райском саду, поэтому повитухам было запрещено облегчать состояние рожениц, а единственным «лекарством» была молитва.
В ХIX веке появились более доказательные способы: в 1845 году американский врач Кроуфорд Лонг применил эфир, чтобы уменьшить родовую боль своей жены. В 1847 году опыт повторил шотландский врач Джеймс Симпсон, использовав хлороформ. Метод Симпсона стал популярным: даже королева Великобритании Виктория рожала своего 8-го ребенка, вдыхая хлороформ (чем вызвала ужас общественности).
В конце ХIX — начале ХХ века способов анестезирования стало больше. Появилось обезболивание закисью азота (придумал его, кстати, российский врач польского происхождения Станислав Кликович), «сумеречный сон» (способ, при котором женщина рожает в наркотическом «сне») и, наконец, спинномозговая анестезия. Она и стала первым шагом в сторону эпидуралки.
Как появилась эпидуральная анестезия
В 1900 году швейцарский акушер-гинеколог Оскар Крайс впервые применил спинальную анестезию раствором кокаина (обычный анестетик того времени) у 6 рожениц для облегчения боли при родах. Роды прошли успешно, единственный минус — способ сильно ослаблял потуги, поэтому от него решили отказаться.
Развитие эпидуральная анестезия при родах получила только в 1931 году, когда Юджин Аборель обезболил роды методом эпидуральной анальгезии с применением шелкового мочеточникового катетера. Способ продлевал эффект эпидуральной блокады на несколько часов.
Позже итальянский хирург Доглиотти доработал концепцию Абореля и детально описал анатомию и физиологию эпидурального пространства.
Как общество встретило эпидуралку
Как ни странно, идея обезболивания родов не находила особого отклика в обществе вплоть до 1950-х годов. Эпидуральную анестезию, конечно, использовали, но в основном в хирургии и урологии. Гинекологию решили оставить в стороне.
Медицинская общественность боялась, что уменьшение боли заблокирует нервные центры, ответственные за регуляцию родового процесса. Позже оказалось, что это не так. Также существовало мнение, что боль формирует особую связь между ребенком и матерью и вмешиваться в естественный процесс нельзя. Эту теорию активно поддерживала и церковь, ссылавшаяся на цитату из Библии: «В муках рожать будешь детей своих».
Ожидаемо за анестезию родов выступали феминистки. Идея о наказании женщин за грехи и необходимость терпеть боль не устраивала тех, кто борется за свои права. Феминистки всего мира включали пункт об обезболивании родов и акушерскую помощь в свои программы.
До середины прошлого века существовали подпольные гинекологические клиники, в которых врачи все же вкалывали анестетики женщинам. Правда, чаще всего методы были опасными, а препараты дешевыми и не всегда качественными.
Изменилось все в 1952 году, когда американский врач Вирджиния Апгар смогла доказать безопасность анестезии в родах для ребенка, представив систему оценки состояния новорожденного. Эпидуральная анестезия оказывала минимальное воздействие на организм малыша.
Переубедить католическую Европу же смог папа Пий XII. Ту самую цитату из Библии про рождение детей в муках он прокомментировал так: «Человек имеет право воздействовать на силы природы и использовать все преимущества, которые он знает, для того чтобы избежать физической боли или подавить ее. Врач действует в соответствии с волей Создателя, который поручил земные дела человеку».
Как эволюционировала эпидуралка
С 1960-х годов эпидуральная анестезия начала появляться во всех клиниках западного мира. Услуга выполнялась исключительно по усмотрению самой роженицы и врача.
После официального «благословения» метода врачи начали экспериментировать с препаратами. От кокаина было принято отказаться, так как риски для здоровья матери и ребенка были слишком высоки. Первым лидокаин в эпидуральной анальгезии применил американский анестезиолог Джон Боника. Рекомендованная им концентрация сегодня покажется врачам слишком высокой — 10–12 мл 1%-го или 2%-го раствора лидокаина.
В 1980-х анестезиолог Шнайдер рекомендовал снизить дозу до 5–10 мл 1%-го раствора. Наиболее близки к современной эпидуралке оказались рекомендации врача Честнаута: можно использовать не более 2,5–5 мл раствора лидокаина. Анестезиолог также допускал ропивакаин.
Низкая концентрация местных анестетиков привела к развитию «подвижных родов». Теперь при эпидуральной анестезии роженица может вставать с кровати и активно передвигаться. Врачи также практикуют разные методы, например комбинируют спинальную и эпидуральную анестезии.
В Советском Союзе эпидуральное обезболивание впервые применили в 1933 году. С этого момента советские ученые занялись развитием анестезиологии. Несмотря на то что научных трудов об анестезии в родах в СССР было более чем достаточно, женщин редко обезболивали — подходящих препаратов было очень мало, а обезболивание ложилось на плечи акушеров.
Часто роженицам давали закись азота, эфир в смеси с кислородом и промедол. Эффекта от них было мало, но они могли нанести вред женщине и ребенку. Практика обезболивать роды эпидуральной анестезией на территориях бывшего СССР распространилась только в конце ХХ века.
А что с безопасностью?
Несмотря на то что эпидуральной анестезии уже более 70 лет, общество до сих пор ее боится. Женщины в палате шепчут о страшных последствиях и рекомендуют «довериться природе».
Первые две страницы об эпидуралке в поиске Google посвящены отзывам и сомнениям молодых мам. «Мне предлагали анестезию, но я была под впечатлением от недавнего рассказа золовки о том, как ей не так сделали укол и она 4 месяца потом ходить не могла», — комментирует пользовательница BabyBlog.
Так что, может, лучше потерпеть боль, но родить здорового ребенка и самой не рисковать? Наши бабушки же как-то в поле сами справлялись! Разбираемся в этой дискуссии и просим анестезиолога Вячеслава Киреева расставить все точки над «i».
Эпидуральная анальгезия позволяет ограничить действие хирургического стресса и обеспечивает защиту пациента за счет оптимизации реакции адаптации. Говоря проще, человек остается в сознании. В случае родов женщина сохраняет возможность передвижения, потуг и т. д.
Введение препарата осуществляется дозированно. Врач сам определяет необходимую концентрацию препаратов, и обычно она настолько мала, что не оказывает никакого влияния на ребенка.
Для эпидуральной анестезии используют современные препараты: бупивакаин (маркаин), ропивакаин и левобупивакаин. Анестетики не проникают через плацентарный барьер, зато дают матери возможность восстановиться. Эпидуральная анальгезия действительно может уменьшать тонус матки и замедлять частоту схваток, но незначительно.
Один из главных мифов — нескончаемая боль в спине. Важно отметить, что дискомфорт действительно присутствует, но только в месте введения анестетика. Как правило, боль проходит в течение нескольких недель.
Если же боль распространяется на всю спину, значит, проблема не в эпидуральной анестезии. Возможно, это реакция тела на 9-месячную нагрузку на сочленение тазовых костей с позвоночником и крестцом.
Случаи с параличом и затрудненной подвижностью нижних конечностей крайне редки и могут возникать, если у женщины были противопоказания к эпидуральной анестезии. Абсолютными противопоказаниями считаются:
- инфекция кожи или наличие татуировки в месте пункции;
- гиповолемия (уменьшение объема циркулирующей крови);
- нарушение работы свертывающей системы крови;
- лечение антитромботическими препаратами;
- несогласие больного.
Фото: Shutterstock