1. Люди
  2. Истории
09 апреля 2024

«Эти женщины выглядят смехотворно». Как Диор и Шанель создавали конкуренцию моды

Всем, кто посмотрел New Look, посвящается.
09 апреля 2024
6 мин

3 апреля на Apple TV+ вышла заключительная серия 1-го сезона сериала «New Look: Революция стиля», исторической драмы о двух легендах мировой моды — Кристиане Диоре и Коко Шанель.

Сериал рассказывает о связях великих кутюрье с нацистами во время Второй мировой войны и в послевоенное время. Это по понятным причинам не самая приятная тема, которую часто обходят стороной и в кино, и в литературе.

В те тяжелые времена Диор и Шанель приспособились к обстоятельствам по-разному, но спойлерить не будем, вдруг вы еще не посмотрели сериал. А те, кто посмотрел, возможно, уже видели в разных соцсетях намеки, что, кажется, он был снят в интересах только одного модного дома.

Смело можно утверждать одно: спустя 70 лет конкуренция между этими двумя модными домами продолжается, не сравнивать их практически невозможно. Этим и займемся.

Начало пути

Коко Шанель (настоящее имя - Габриэль Бонер) родилась в 1883 году в небогатой семье в маленьком французском городе Сомюр. Когда девочке было 11 лет, ее мать умерла от туберкулеза, после чего отец отправил Коко и ее сестер (всего в семье было 6 детей) в монастырский приют.

Именно здесь Коко научилась и полюбила шить. В 18 лет девушка покинула приют и отправилась в городок Мулен, где начала работать в небольшом галантерейном магазине, а по вечерам подрабатывала певицей в местных ресторанах (именно там она и получила прозвище Коко).

Любовь к шитью никуда не пропала, и в 1910 году Габриэль Шанель открыла свою первую мастерскую женских шляпок Chanel Modes в Париже. К девушке довольно быстро пришел первый успех — ее шляпы за короткое время начали пользоваться большой популярностью у французских актрис.

Коко Шанель и Леди Абди, 1929 / Getty Images

Детство Кристиана Диора кардинально отличалось от детства Коко — он почти никогда не нуждался. Будущий модельер родился в 1905 году в городе Гранвиле в Нормандии, и его первые годы прошли на роскошной вилле, где самым любимым его делом было садоводство — он с радостью помогал своей матери ухаживать за их великолепным садом.

В 1911-м семья переехала в Париж, где его отец сумел разбогатеть еще больше — он сделал целое состояние на торговле химическими удобрениями. Родители мечтали сделать из мальчика политика или на крайний случай предпринимателя, но у них ничего не вышло — несмотря на то что Кристиан окончил Свободную школу политических наук, его больше интересовали гуманитарные науки — живопись и музыка.

В 1928 году Кристиан вместе с другом Жаном Бонжаком открыл художественную галерею, где выставлялись работы Пикассо, Матисса и Дерена, и за считаные месяцы она превратилась в самое модное место встреч богемы Парижа.

Трудности для Кристиана начались в начале 30-х — умерли брат и мать, а отец разорился — имущество семьи пришлось распродать, чтобы расплатиться с долгами. Диор начал пробовать себя в новой роли — рисовал эскизы платьев и шляп, некоторые из них продавал парижским портным. Так у будущего модельера появилась любовь, которую он пронесет через всю жизнь, — любовь к созданию одежды.

Всеобщее признание

В 1915 году Шанель открыла свой первый модный дом в Биаррице, а в 1918-м — в Париже. Ее дизайны произвели настоящую революцию в мире моды — она отказалась от тесных корсетов, длинных платьев и других классических элементов женской одежды, отдавая предпочтение более свободным и комфортным силуэтам.

Коко стала шить платья из ткани джерси — материала, который раньше считался подходящим только для нижнего белья (и то в основном мужского). Платье из джерси стало символом независимости женщин — его популярность выпала на время, когда женщины в США наконец добились избирательного права (в 1920 году).

В 1921-м у Коко случился еще один прорыв — она выпустила свой знаменитый аромат Chanel No. 5, который стал настоящим бестселлером (и остается до сих пор), в 1926-м модельер представила знаменитое маленькое черное платье.

Шанель оставалась ведущим парижским модельером два десятилетия, но во время Второй мировой войны ей пришлось закрыть свои магазины и приостановить свою деятельность до 1954 года (как раз об этом сериал «New Look: Революция стиля»).

Реклама Chanel No. 5, 1921

У Кристиана Диора карьера складывалась по-другому. В 1938 году он освоил профессию модельера у легендарного модельера и парфюмера Робера Пиге, потом ушел в армию, а после возвращения решил попробовать себя в качестве дизайнера одежды у кутюрье Люсьена Лелонга.

Кроме одежды Кристиан начал интересоваться созданием парфюмов и в 1942-м основал собственную парфюмерную лабораторию. Талант Диора заметил текстильный магнат Марсель Буссак — именно он помог Кристиану в 1946 году открыть свой собственный модный дом.

Первая коллекция Диора New Look (в честь нее и назван сериал) стала легендой — модельер создал образ «идеальной женщины»: элегантной, загадочной и утонченной. Мнения разделились — некоторые были рады увидеть «настоящую красоту» спустя несколько тяжелых лет войны, а другие критиковали Диора за расточительное использование материалов и непрактичность.

Среди критиков была и сама Шанель: ««Посмотрите, как смехотворно выглядят эти женщины. Они носят платья, созданные мужчиной, который не знает женщин, у которого никогда не было женщины и который сам мечтает стать женщиной». Реакция была вполне ожидаемой, ведь работы Диора были полной противоположностью ее собственным взглядам на моду.

Коко Шанель, 1950-е / Getty Images

Шанель настаивала на практичности и удобстве, она освободила женщин от корсетов и подарила им комфорт. Она создавала свою одежду для женщин новой эпохи — сильных, самостоятельных и успешных. Клиентки Диора были другими — в основном это были неработающие жены состоятельных мужчин.

Его коллекции действительно были лишены практичности, а главным в них была визуальная составляющая. Но империя Диора росла, несмотря на критику, — в 1947-м вместе с коллекцией одежды он выпустил свои первые духи Miss Dior, в 1948 году открыл первый бутик в Нью-Йорке, а в 1949-м начал выпускать аксессуары и сумки.

Кристиан Диор ушел из жизни в 1957 году, Коко Шанель — в 1971-м. Но оба бренда продолжают процветать и оставаться в центре внимания мира моды. После ухода Шанель главным дизайнером бренда стал Карл Лагерфельд, а с 2019 года пост занимает Виржини Виард, проработавшая с Лагерфельдом более 30 лет.

Кристиан Диор на показе, 1950-е / Getty Images

Дом Диора тоже может похвастаться громкими именами — Ив Сен-Лоран (он работал ассистентом у Диора), Марк Боан, Джанфранко Ферре, легенды Джон Гальяно и Раф Симонс, а с 2016 года — Мария Грация Кьюри, первая женщина, которая сегодня возглавляет модный дом Dior.

Доступность и цифры

Несмотря на то что обе марки — люкс, цены отличаются. Сумки Chanel стоят в среднем от 3 до 11 тысяч долларов, Dior — от 1,5 до 7. Цены на повседневную одежду от Chanel могут достигать 80 тысяч долларов, а цены на вечерние и свадебные платья начинаются от 100 тысяч.

Также у бренда в последние годы отмечается экстремально быстрый рост цен. Цены у Dior также увеличиваются ежегодно, но намного более плавно, да и в целом Dior — более бюджетный бренд.

Нередко у Chanel выходят необычные правила, например с 2021 года жителям Южной Кореи можно купить только одну сумку в год. Это правило распространяется на самые популярные модели: Classic Flap Bag и Coco Handle. В США другие правила — там один клиент может приобрести в год 12 сумок, 12 аксессуаров и 12 небольших изделий, то есть не больше одной покупки в месяц.

Введение таких лимитов на покупку связано с желанием бренда повысить их эксклюзивность, а также с деятельностью перекупщиков на рынке люксовых товаров. Таких правил не существует у Dior. У бренда можно покупать столько сумок и одежды, сколько сможете себе позволить — как в бутиках, так и в официальном онлайн-магазине. В отличие от Chanel, на официальном сайте которого можно только ознакомиться с коллекциями, но, чтобы совершить покупку, нужно выйти из дома и поехать в бутик.

Победителя в этой битве определить сложно, ведь оба модных дома безупречны, и за ними очень интересно наблюдать (особенно в эпоху соцсетей). И даже если купить не платье за 100 тысяч евро, а флакон духов или помаду, на идеальных упаковках которых будет написано Dior или Chanel, уже можно почувствовать себя причастным к чему-то прекрасному и эксклюзивному. Наверное, в этом и есть главная ценность люкса.

Фото: Getty Images

Комментарии
Вам будет интересно