Кто такая «русская красавица»? Наташа Ракоч и Лена Ясенкова — о красоте, премиальной косметике и палетках
Подкаст «R-beauty. Истории о российской косметике» — это наше убежище, в котором мы говорим о красоте. Его цель — помочь покупателям сориентироваться в отечественном бьюти и рассказать истории тех, кто делает косметику в России прямо сейчас, несмотря ни на что.
В недавних выпусках мы говорили о том, почему все российские духи на самом деле из французских ингредиентов, почему косметика от косметолога может быть недорогой и работающей, а еще как Levrana удалось объединить производителей натуральной косметики и чего ждать от Леонида Леврана в ближайшем будущем.
В новом, 7-м выпуске мы встретились с Наташей Ракоч и Леной Ясенковой, чтобы поговорить про новинку бренда RBG — универсальную палетку от Лены Ясенковой.
А еще о том, как Наталья прошла путь от создания бренда Vivienne Sabó и его легендарной туши Cabaret до бренда RBG, где она коллабится с российскими визажистами, чтобы создавать новую косметику и искать ответ на вопрос: а какая она — russian beauty?
Лена Ясенкова — визажист, основательница и глава LYTEAM — это международная команда визажистов и стилистов по волосам, взаимодействующая с российскими и иностранными звездами на красных дорожках. В подкасте Лена подробно рассказала о своей новой палетке для RBG. А еще поделилась, почему уже давно не закупает косметику чемоданами.
Обратите внимание: в этом выпуске мы советуем слушателям еще один подкаст о красоте — «Бьюти-завтрак»! Послушать его можно по этой ссылке.
Выпуск 07: Образ русской красавицы — это как? Наташа Ракоч и Лена Ясенкова о красоте сегодня
Пожалуй, многие русские девушки долгое время стремились быть похожими на западных звезд и блогеров, пытаясь повторить их макияж и пользуясь исключительно иностранной косметикой.
Другие же последние несколько лет, наоборот, смотрели в сторону Востока и фанатели по азиатским продуктам уходовой и декоративной косметики. Можно даже сказать, что K-beauty стал настоящими трендом по всему миру из-за взлета популярности корейской поп-культуры.
Однако что же такое именно русская красота? Почему наши девушки пользуются в основном иностранной косметикой? В чем сложности производства в России? Все эти вопросы и многие другие мы обсудили в нашем новом выпуске подкаста R-beauty вместе с Наташей Ракоч, создательницей бренда косметики RBG и Vivienne Sabó, и Леной Ясенковой, визажистом и основательницей LYTEAM.
Для начала мы решили узнать, почему вообще Наташа решила создать свой бренд косметики и с чего начался ее путь познания russian beauty.
Наташа: На самом деле, занимаясь своим брендом косметики, я каждый день создаю смыслы, пытаюсь увидеть их во всем хаосе образов. Я постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос, что же такое R-beauty.
Многие люди, размышляя на тему «Каков образ русской красавицы?», говорят о сарафанах, кокошниках, балалайках и т. д. Конечно, меня всегда это возмущало, потому что образ, придуманный еще 400 лет назад в сказках, по-прежнему ассоциируется с русской красотой. Но ведь за это время случилось много всего интересного в социокультурном пространстве, живописи, литературе, архитектуре и т. д.
Времена менялись, образ женщины тоже. Сегодня уже не изучают русский макияж как макияж типичной красавицы из сказок. Вместо этого изучают определенные схемы, которые применимы и понятны в глобальной эстетике. Но все-таки мне захотелось понять, какой может быть вклад именно российской культуры в создание образа современной женщины, в частности женщины из России.
Причем этот фундаментальный вопрос касается не только одного бренда или человека, а требует внимания всей бьюти-индустрии. Поэтому у меня возникла идея создать команду людей, которые каждый день создают красоту на кончиках своих пальцев. Это в первую очередь визажисты. Также к проекту присоединились художники да и вообще все люди, кто заинтересован в раскрытии данного вопроса.
Практически во всех европейских странах в индустрии красоты лидерами всегда были локальные бренды. Если это Франция, то Yves Rocher. Если говорить про Италию, то это Deborah Milano. А у нас в России — L’Oréal… В итоге я решила, что все-таки русский бренд должен стать лидером в своей стране.
Еще одним не менее важным поводом для нашего подкаста стал запуск новой палетки RBG совместно с Леной Ясенковой. Стоит отметить, что Лена — огромный профессионал своего дела, а ее косметичка славится продуктами лучших люксовых брендов, возможно, именно поэтому ее палетка получилась такой уникальной. А вот чем сама Лена и ответила нам на этот вопрос.
Лена: Для меня в первую очередь важнее всего в моей работе инновации и технологии. Я всегда хотела соответствовать времени. Так как я очень много работаю на фестивалях и больших ивентах, то мне часто приходится сотрудничать с множеством людей из модной тусовки, которые разбираются в тенденциях, чувствуют цвета, то есть они, можно сказать, впереди планеты всей.
Поэтому я понимаю, что нужно делать макияж, соответствующий сегодняшнему времени и даже немного опережающий его на несколько шагов. Прежде всего, стоит отметить, что в этой палетке собраны универсальные оттенки — как холодные, так и теплые, которые подойдут любому человеку. Их можно смешивать и получать совершенно новые цвета.
Также эта палетка не занимает много места в сумке, но в ней есть все, что нужно: тени, контуринг, румяна и даже спаркл. И этот критерий был одним из главных для меня, потому что я в первую очередь забочусь о своей команде, и для меня очень важно, что лежит в кейсах у моих учениц. То есть с помощью одной этой палетки девочки могут собрать весь образ.
Также у меня изначально стояла задача показать людям, как пользоваться моим продуктом. Поэтому я решила создать вместе с RBG QR-код, по которому можно перейти на видеоуроки по использованию палетки. Они очень четкие и понятные любой девушке. До этого никто этого не делал в России. В этом и заключается инновация в моей работе.
Говоря о R-beauty, нельзя не затронуть тему производства косметики. Обычно мы видим надписи по типу Made in Italy — она у нас, как правило, вызывает доверие к продукту, а вот Made in China, наоборот, вызывает ассоциации с плохим качеством.
Что же насчет России? Возможно ли сейчас встретить надпись Made in Russia на упаковках? Мы выяснили у Наташи, в чем же сложности создания косметики на территории нашей страны.
Наташа: Я считаю, что всегда нужно быть честной перед своими покупателями. Именно поэтому стоит сказать, что изначально концепция RBG — «сделано в России», и все производство происходило в России, включая первую палетку бренда, которую критиковали за качество. Она была сделана в нашей стране и переделана в Италии.
Однако стоит отметить, что мы вместе с RBG продолжали бы настаивать на своем и дальше, если бы была возможность поставлять ингредиенты в Россию. Но, к сожалению, сейчас здесь производить тени, сухие продукты невозможно из-за отсутствия подходящего оборудования. Поэтому, конечно, мы постарались найти достойную замену.
Как же сделать так, чтобы на российские бренды стали обращать больше внимания на родине или даже за границей?
Лена: Я считаю, что на самом деле сделать бренд популярным не очень сложно. Вот, например, во время работы за границей, когда моя палетка от RBG лежала на столе, Бьянка Балти (итальянская модель) спросила, что это такое. И была в восторге от палетки — для меня это была большая честь.
Русский рынок сейчас классно развивается, потому что все уже насмотрелись на иностранную косметику, взяли самое лучшее, увидели ошибки и начали делать что-то свое. Я горячо люблю поддерживать российские бренды, мне нравится это делать публично, на глобальных мероприятиях.
Например, на Luisa Via Roma у меня в кейсе были наши русские бренды. Девочки, с которыми я работала, спрашивали, что это за карандаш, румяна и т. д. То есть люди интересуются нашей косметикой. Именно поэтому сейчас очень важно не останавливаться и попробовать сделать так, чтобы русские бренды стали популярны в Европе и Америке.
Наверняка уже большинство девушек заметило, как в магазинах сильно поредели полки с декоративной косметикой. Особенно это касается сегмента люкс. Ни для кого не секрет, что многие бренды ушли из России и многие люди остались без своих любимчиков…
Чем же заменить так сильно полюбившиеся продукты в новых реалиях? Правда ли, что меньше косметики стало на рынке именно в люкс-сегменте? Рассуждая на эту тему, вспоминаем разговор Наташи с Андреем Трубниковым.
Наташа: Я и Трубников (бывший владелец Natura Siberica) однажды разговаривали. Он очень переживал, что его бренд ассоциируется с ценой 150 рублей. Я сама с Vivienne Sabó тоже топталась на том же месте, поэтому переход в премиальный сегмент для меня настоящий эксперимент.
Мы пришли к выводу, что сделать продукт в премиальном сегменте и занять видимое место в нем гораздо сложнее. Это требует больших усилий, эстетики, внимания к деталям. Здесь важно все выверить и сделать идеально, поэтому и затягиваются процессы разработки.
Например, если разноотеночность одних и тех же продуктов в Vivienne Sabo прокатила бы, то в люкс-сегменте нужно каждый оттенок сделать таким образом, чтобы он притягивал взгляды визажистов, профессионалов, чтобы он не вызывал никаких вопросов.
Потребители, покупающие продукты в этом сегменте, более искушенные, их глаз сильнее наметан, они тоже видят, например, разнооттеночность. И будут негодовать, почему продукт стоит таких денег, если бренд не уделяет достаточно внимания деталям.
Сейчас есть и другие российские бренды кроме RBG, которые стараются производить продукты высокого качества и не держатся за низкие цены. Это, например, Romanovamakeup или Sergey Naumov. Но все равно нужно продолжать формировать этот сегмент, потому что именно он больше всего пострадал.
В российском среднем сегменте и массмаркете остались почти все бренды. Бюджетный российский сегмент уже успел полюбиться людям из-за большого разнообразия брендов этой категории.
Многие знают RBG по их туши «Черная Москва». Как же зародилась идея такого достаточно провокационного названия?
Наташа: Я, конечно, первым делом обратилась к юристам и спросила, возможно ли взять такое название, будут ли какие-то вопросы от нынешнего владельца бренда «Красная Москва». Мне сказали, что все хорошо. Но откуда взялась эта идея? Если я хочу изучить, что такое красиво по-русски, и сделать именно русскую тушь, то нужно взять город, в котором любят краситься. И это Москва.
Чаще всего там используют черную тушь, следовательно, появилось сочетание «черная Москва». Я подходила к нескольким людям и спрашивала их мнение. Это нормально: все время, когда придумываешь концепт, ты что-то тестируешь. У некоторых возникали негативные ассоциации, но большинство все-таки считывало отсылку к духам «Красная Москва», так что я не стала тормозить себя.
Потом начались пандемийные времена, Москва была такая одинокая и пустая. Я бродила по этому растерянному городу, не такому, к какому мы привыкли. Вспоминала шумные и веселые времена, когда на пике были клубы, бары и каблуки, поэтому «ночная Москва» — это тоже одна из ассоциаций, всплывающая у людей.
В итоге все это соединилось в одну общую концепцию, связанную с тем, как русские женщины воспринимают смысл макияжа. Ты красишься, чтобы ощутить себя частью какого-то классного сообщества, города, ночного клуба и т. д.
Да, не всем это название нравится. У кого-то оно вообще вызывает ассоциации политического характера. Я как художник видела эти тучи, но набралась смелости использовать все это для продуктов, которые ассоциируются с моим именем.
Каких успехов уже достигла команда RBG? Какую основную цель все еще преследует бренд?
Наташа: Уже состоялся первый сезон Russian Beauty Guru, и мы реализовали почти все поставленные цели, не сделали только один продукт — пудру. Сейчас ее невозможно произвести в России, так что она пока на стопе. Однако первый сезон все-таки прошел успешно.
У бренда появилось 8 линеек, 8 продуктов, и получились бестселлеры, в которые вложены душа, идея и культурный код. Стоит отметить, что я в это совершенно не вмешиваюсь, это творчество абсолютно каждого участника моего проекта. Даже в оформлении полок RBG используются фотографии наших бьюти-гуру.
Важно, чтобы люди узнавали, кто стоит за тем или иным продуктом. Весь концепт бренда состоит в том, что нужно объединять гипотезы и идеи людей, значимых в российской бьюти-индустрии, чтобы вместе найти ответ на вопрос, что же значит красивая женщина из России сегодня. Нужно доказать миру, что у нас тоже есть свой неповторимый стиль.
Фото: В. Кандинский. Русская красавица, 1905 / wikimedia.com