5 причин не отдавать детей в большой спорт. Фанатам Олимпиады посвящается
Во время Олимпиады — сейчас в Пекине стартовали зимние игры, — особенно в ковидную эпоху, хочется расслабиться и насладиться мировым единством и праздником спорта. Возможно, во время просмотра новым родителям захочется отдать дочку или сына в большой спорт. Стоп! Спорт высоких достижений — это про что угодно, но только не про здоровье.
К примеру, фигуристка и олимпийская чемпионка Татьяна Волосожар в интервью YouTube-каналу «Мать года» говорит:
Большой спорт — это опасные вещи, которые могут тебя сломать как физически, так и морально».
Собрали пять причин, по которым вы, скорее всего, не захотите растить олимпийца.
1. Готовить по-взрослому начинают уже шести-семилетних детей
Во многих дисциплинах за последние годы спортсмены достигли уже таких результатов, так задрали планку, что сегодня в чемпионы начинают готовить гораздо раньше. Как говорит детский тренер, мастер спорта по легкой атлетике Виктория Фекете, которая была отобрана в национальную сборную Венгрии на Олимпиаду-1980, средний возраст детей в профессиональном спорте радикально снизился. Сейчас к усиленным тренировкам приступают совсем маленькие спортсмены в возрасте шести лет, а раньше — с 12–13 лет. При этом ранняя специализация еще не гарант успеха. Исследования показывают, что только 0,5% спортсменов достигают профессионального уровня. К тому же 54% процента травм в мировой практике связаны именно с тем, что атлет сосредоточен на одном виде спорта.
2. Очень высок процент травм из-за нагрузки не по возрасту
Йога-терапевт Евгения Батаева начала заниматься спортивной гимнастикой в четыре года: «Все связки и суставы не до конца сформированы, позвоночник мягкий и гибкий — это было прекрасно для тренеров. Тренировки были достаточно сложные: жестко гнули, заставляли вставать на мостик и ходить по большому залу двадцать кругов без остановки».
Евгения вспоминает, что раньше ей нравилась ее гибкость: она могла легко встать на мостик, сесть на шпагат. Повзрослев, она изучила этот вопрос и поняла, что все это — результат травмированного и перерастянутого позвоночника, дисфункциональных связок и хрящевых тканей.
Сегодня я лечу женщин, которые покалечили себя спортом или критической йогой, потому что сама через это прошла, — говорит Батаева. — Многие из них столкнулись с последствиями большого спорта во время беременности и родов».
Виктория Фрекете добавляет, что сегодня молодые спортсмены чаще травмируются, потому что им дают больше нагрузки — из-за ужесточения антидопинговых законов поддерживать форму стараются не фармой, а изнурительными тренировками.
3. Медикаментозная нагрузка: не допинг, но разрешенная фарма
Все допинговые скандалы, которые бушуют последние годы, недвусмысленно сообщают: в спорте очень много медикаментов. Пускай это отрицают спортсмены и тренеры — такое поведение воспринимается скорее как самозащита. Иван Ларин, руководитель направления «Спортивная медицина и реабилитация» сети World Class, отмечает, что не все допинги наносят вред организму спортсмена, но признает, что различные стимуляторы опасны для здоровья.
«Прием препаратов, которые меняют обмен веществ и обладают сильным обезболивающим действием, негативно влияет на связки, сухожилия и ткани в целом. На фоне приема гормональных препаратов повышается риск разрыва сухожилий», — добавляет хирург и ортопед-травматолог Европейского медицинского центра Михаил Рязанцев. При этом многие препараты, которые люди принимают в обычной жизни для лечения насморка или сердечной недостаточности, запрещены спортсменам.
4. Возможное физическое и ментальное насилие со стороны тренера
Закрытые спортивные сообщества — среда, в которой может оставаться невидимым харрасмент. В июле 2021 года американская организация безопасности спорта SafeSport навсегда отстранила знаменитого тренера Альберто Салазара. Он воспитал много успешных американских спортсменов, пока не выяснилось, что «метод Салазара» — это не просто тренировки.
Он принуждал своих подопечных принимать допинг, совершал по отношению к ним сексуальное и эмоциональное насилие. Американскую атлетку Мэри Кейн — чемпионку мира по бегу среди юниоров — Салазар называл «жирной коровой», а бегунье Эми Йодер Бегли говорил, что у нее «самая большая задница» на стартовой линии. Салазар чувствовал свою безнаказанность из-за серьезных покровителей — он возглавлял тренировочный проект Oregon Project, учрежденный компанией Nike и закрытый в 2019 году из-за нарушений.
Таких историй в профессиональном спорте очень много. Французский тренер Жиль Бейер годами насиловал юных фигуристок, а его коллега Джон Геддерт домогался, запугивал и игнорировал травмы молодых гимнасток женской сборной США. «Около четверти детей в спорте сталкиваются с насилием со стороны тренеров. Дети и подростки, которые занимаются профессиональным спортом, подвергаются насилию чаще тех, кто занимается „для себя“. 75% спортсменов хоть раз подвергались унижениям, поддразниваниям, издевательствам, крикам или оскорблениям», — говорит исследовательница фонда «Шалаш» Маша Терк.
В Японии, которая в том году принимала Олимпийские игры, очень остро стоит проблема насилия в детском спорте. В отчете организации Human Rights Watch, опубликованном в 2020 году, собраны интервью японских детей-спортсменов, которые рассказали о постоянных случаях физического и ментального насилия. Их били бамбуковыми палками, долго удерживали под водой, оскорбляли. При этом только один ребенок из более 800 опрошенных заявил, что такие действия имели последствия для карьеры тренера.
Как это может повлиять на ребенка? Маша Терк объясняет:
Из-за того, что дети не чувствуют себя в безопасности на занятиях, они находятся в напряжении — испытывают страх и дискомфорт перед посещением тренировок. Это может выражаться в агрессии, замкнутости и других проявлениях трудного поведения как на занятиях, так и за их пределами».
Иногда насилие носит скрытый характер — например, маскируется под воспитательные методы. Часто это происходит из-за желания добиться результатов любой ценой. Поэтому среди профессиональных спортсменов насилие более распространено, чем среди любителей.
При этом девочки подвергаются более жесткому социальному контролю, чем мальчики. Их учат избегать опасности, а мальчиков, наоборот, поощряют к рискованным действиям, сопряженным с опасностью, и, как следствие, к правонарушениям. По данным фонда «Шалаш», ребята, которые занимаются футболом или борьбой, на 40% чаще становятся участниками серьезных драк по сравнению с теми, кто не посещает спортивные секции.
5. Раннее выгорание спортсменов
По словам тренера, мастера спорта по легкой атлетике Виктории Фекете, изнурительные тренировки в юном возрасте и сильное психологическое давление тренеров ведут к раннему эмоциональному выгоранию — уже в 20 лет спортсмены чувствуют себя разбитыми, уставшими. Исследования тоже показывают, что молодые атлеты часто сообщают о слабых и серьезных симптомах эмоционального выгорания. Это приводит к низкой самооценке, «синдрому отличника» и стрессу, который может спровоцировать снижение рабоспособности, расстройству сна и пищевого поведения. Многие дети бросают тренировки к 11 годам, так как спорт перестает приносить удовольствие — он становится постоянным соревнованием. Это ведет к снижению физической активности, а оно тянет за собой потенциальные проблемы со здоровьем.
Требуйте реорганизации профессионального спорта
Конечно, не нужно демонизировать спорт. В спортивных сообществах много хорошего — для детей это не просто физическая подготовка, но и дисциплина и развитие социальных навыков. Командные виды спорта улучшают психическое здоровье ребенка, дают ему уверенность в себе и положительно влияют на будущую карьеру. Например, исследование организации Women in Sport показало, что девушки от 16 до 24 лет, которые регулярно тренируются, чаще добиваются профессиональных успехов и занимают руководящие должности.
Спорт инклюзивен и стремится охватить представителей разных групп. Благотворительные организации используют его для социализации людей с ограниченными возможностями, внедряют спортивные программы в странах третьего мира, чтобы помочь детям-сиротам.
Задача современного мира — реорганизация спорта высоких достижений. Из индустрии, где процветают травмирующие тренировки, ментальное насилие, он должен стать безопасным местом без культа наград.