«Такие дела»: «Мы не только абстрактно спасаем мир, но много и усердно работаем»
«Такие дела» появились в 2015 году, а проект «Нужна помощь» — на три года раньше. Правда, полноценной организацией фонд стал только после запуска медиа.
Основная наша задача — популяризация благотворительности, социальной повестки и гражданских инициатив — за пять лет не изменилась. Но постепенно сместился формат — от небольшого журнала, освещающего работу фондов-партнеров, к полноценному СМИ с новостями, репортажами, интервью, заметками. Мы рассказываем истории, чтобы вместе с читателями менять жизнь людей к лучшему.
Социальной журналистики как отдельного сегмента не существует. Такой повестки много и в политических изданиях. Главная особенность «Таких дел» — тесная работа с некоммерческими организациями как для фандрайзинговых материалов со сбором средств, так и просто репортажей. В этом и главный минус — не всегда получается соответствовать идеальным стандартам журналистики, за что нас нередко критикуют. Хоть мы стараемся следовать принципами этики, в фандрайзинговых текстах мы скорее соавторы благотворительных организаций.
Во многих случаях жизнь и благополучие героев для нас важнее, чем сенсационность материала.
Мы внимательно относимся к чувствам героев — многие из них находятся в уязвимом положении, поэтому стараемся учесть все их пожелания. Но, конечно, бывают разные случаи. Например, недавно герой попросил перенести съемку: из-за карантина не мог сходить в барбершоп, переживал за свою бороду. Почему нет?
Каждый автор и редактор лучше расскажет про свои тексты, но лично для меня оказался очень сложным проект «Таким любить нельзя», который вышел в январе прошлого года. На примере истории несчастной любви двух молодых людей мы изучали, почему жители психоневрологических интернатов лишены базовых прав. Проект долго готовился — занял почти год. Если бы все пошло по плану, мы выпустили бы его раньше.
«Такие дела» гордятся абсолютным большинством своих текстов: стараемся, чтобы число проходных материалов стремилось к нулю.
Есть несколько очень популярных материалов. Например, «Пусть на моих похоронах смеются» Жени Волунковой. Жизнелюбивый монолог женщины с неизлечимым заболеванием растрогал сотни тысяч людей и собрал для самарского хосписа больше миллиона рублей с одной страницы текста.
Герои и темы приходят из четырех основных источников:
В фонде сейчас работает около 70 человек. Из них контентом «Таких дел» занимается меньше трети. И множество внештатных авторов.
Писать на социальные темы не всегда просто, и да, авторы устают — какие-то больше, какие-то меньше. Помогает с этим справиться гибкая система отпусков: никто не заставляет уходить на классический месяц — в любое время время можно взять передышку и на несколько дней. Мы стараемся дать всем возможность переключаться и работать с разными темами.
Например, после какой-нибудь «жести» с умирающими или тяжелобольными людьми написать историю про милых чудаковатых героев. Или про животных.
Большой спектр тем это позволяет.
Люди, которые попадают в штат, понимают, что мы не только абстрактно спасаем мир, но много и усердно работаем. Только на нашем конвейере часто очень непростые, тяжелые истории. Несмотря на сложности, текучка небольшая — в последние два года, когда «Такие дела» приняли свой нынешний вид, состав редакции кардинально не менялся.
От новых авторов, как и в любую редакцию, приходит масса всякой дичи — от конспирологии и эзотерических трактатов до откровенных дневников. Желающих много, но до реальной публикации доходит один-два текста из десяти. У нас строгие требования к качеству и четкие форматы.
Думаю, главное достижение в том, что нам удалось воплотить в жизнь модель медиа на стыке благотворительности и журналистики. И продержаться пять лет. Благодаря этому на чисто социальные темы и о простых людях стали охотнее писать многие редакции — от «Афиши» до RT.
Основа работы «Таких дел» — краудфандинг, несмотря на гранты и коммерческие партнерки. И наверное, сложнее всего просить пожертвовать денег на работу издания. Мы знаем, что все устали, но благодаря этому можем оценить наши возможности на месяцы вперед. Будем рады, если вы нас поддержите.