Нестыдный вопрос: влияет ли строение связок на умение красиво петь?
Отвечает Наталья Сидорцова, певица, актриса, вокальный коуч
Голосовые связки человека — интереснейший механизм, уникальный по своим свойствам. Ведь только мы, люди, способны использовать голосовой аппарат на столь тонких настройках, позволяющих нам осуществлять сложную речевую деятельность. А особо везучие и подготовленные могут еще и великолепно петь.
Если голосовые связки не имеют медицинских патологий, несовместимых с пением, то исключительно по их структуре нельзя вынести однозначный вердикт, сможет ли человек стать мэтром вокала или нет.
Во-первых, потому что качество пения зависит не только от структуры самих связок, но и от работы различных групп мышц гортани, а также резонаторов и общей включенности тела в процесс. И этому надо учиться!
А вот определить качество тембра и высотность голоса по состоянию здоровых голосовых связок мы вполне можем.
Ведь по сути своей голосовые складки — анатомические струны. Если мы посмотрим, например, на гитару или любой другой струнный инструмент, то увидим, что самые толстые и длинные струны отвечают за низкие звуки, а тонкие и короткие — за максимально высокие.
Вот и у мужчин голосовые складки длиннее и толще, у женщин — наоборот. Так, у обладателя глубокого баса связки в длину могут достигать 2,5 см, у высокого сопрано — 1,5–1,8 см.
Примечательно, что мышцы связок способны сокращаться частями, а значит, менять форму и, как следствие, влиять на различные тембральные голоса. Мы можем использовать эти возможности, как художник использует палитру, чтобы смешивать краски и добиваться нужного оттенка. И мы это, кстати, делаем в обычной речи совершенно бессознательно, когда повышаем или понижаем тон, шепчем, кричим, плачем.
Таким образом, анатомия и физиология голосового аппарата — не приговор для вокалиста. Практически любой аппарат можно натренировать на певческую активность.
Но не стоит забывать о том, что вокал — это прежде всего искусство. Есть вещи поважнее научных выкладок: тонкость координации, звуковая эстетика и душа.