Без лифчика! История бюстгальтера — от оков до полного освобождения
13 октября отмечается Всемирный день без бюстгальтера, призванный привлечь внимание общества к проблемам распространения рака груди, а также вдохновить женщин на освобождение от сковывающих традиций в одежде.
Рассказываем, кто и когда придумал бюстгальтер — один из самых важных и символичных предметов женского гардероба, чья история очень четко отражает трансформацию статуса женщины в обществе.
Когда он появился
Однозначного ответа на вопрос, когда был изобретен первый бюстгальтер, до сих пор нет. Известно, что уже тысячи лет назад — и в Древнем Египте, и в Древней Греции — женщины использовали для поддержания груди разнообразные ленты и повязки из ткани и кожи.
На одной из вилл на Сицилии сохранилась фреска IV века, на которой изображены девушки, занимающиеся спортом. В одежде, которая очень похожа на современное спортивное белье. Эту фреску так и называют — «Девушки в бикини».
В 2008 году во время раскопок в одном из австрийских замков археологи нашли обрывки четырех льняных бюстгальтеров, по форме удивительно похожих на современные (некоторые из них были украшены кружевом). Им было больше 600 лет. Это опровергает распространенное мнение, что современный бюстгальтер — преемник корсета, хотя последний, конечно, сыграл не последнюю роль в этой истории.
Корсет вошел в моду в Средние века. Существуют две популярные версии: одни считают, что корсет возник при испанском королевском дворе по инициативе Жуаны Португальской, другие утверждают, что он впервые стал самым модным атрибутом во Франции благодаря Екатерине Медичи.
В любом случае начался непростой для женщин период, который тянулся несколько столетий, — корсеты были жесткие, неудобные, а порой и вообще вредили здоровью. Например, в Испании в Средневековье были в моде абсолютно плоские женские фигуры, поэтому девочек с раннего возраста заставляли носить корсет из свинца, чтобы грудь не развивалась.
XIX век: корсеты и суфражистки
О том, что корсет может вредить женскому здоровью, стали задумываться только в середине XIX века. К истории здоровья добавилось мнение суфражисток. Они настаивали, что корсет обрекает женщину на малоподвижность и несамостоятельность (ведь для того, чтобы его зашнуровать, необходима помощь второго человека), а также не дает им нормально дышать и есть.
Прототипы первых бюстгальтеров стали производить и продавать в Англии, Америке, Германии и Франции с 1850-х годов. Но популярностью они не пользовались — привычка носить корсеты была слишком сильной. С помощью бюстгальтера нельзя было одновременно заполучить и тонкую талию, и приподнятую грудь, а в то время без этого было никак.
Лед сдвинулся в 1889 году, когда на Всемирной выставке в Париже была впервые представлена модель, напоминающая современный бюстгальтер. Ее придумала французская модистка, владелица корсетной мастерской Эрмин Кадоль. Своему изобретению Кадоль дала название le Bien-Etre, что переводится как «благополучие».
По своей сути это был сильно укороченный вариант корсета с чашками и двумя лентами для их поддержания. Идея больше всех вдохновила немцев, поэтому через 2 года свою модель представил предприниматель Хуго Шиндлер, а в 1899-м — швея Кристина Хардт, которая утверждала, что ее изделие «поддерживает дамскую грудь, нисколько не стесняя ее природной формы».
Пока немцы и французы спорили (и спорят до сих пор), кто из них первый придумал бюстгальтер, американская аристократка Мэри Фелпс Джейкоб, которая не была в курсе, что в Европе бюстгальтер уже начал завоевывать популярность (но пока только среди обеспеченных женщин), придумала свою собственную модель.
Официальная версия такая: Мэри готовилась к очередному светскому мероприятию, но ее горничной не удавалось правильно зашнуровать ей корсет. Мэри все время было больно и неудобно. Плюс он совсем не подходил к ее платью с открытой спиной. Тогда она отправила горничную за двумя шелковыми носовыми платками, шелковой лентой и нитками с иголкой и быстро соорудила конструкцию, которая впоследствии и стала бюстгальтером.
Этот импровизированный лиф оказался гораздо удобнее корсета, не мешал в танцах и выглядел намного изящнее. На вечеринке она рассказала о своем изобретении подругам, которые попросили Мэри сшить такие же бюстгальтеры им и их матерям. Со временем заказов становилось все больше, и Джейкоб поняла, что пора открывать собственный бизнес.
Так в ноябре 1914 года она получила патент на бюстгальтер, который назвала backless brasserie, «бесспинный бра». В 1922 году основала компанию по производству бюстгальтеров Fashion Form Brassière Company и открыла фирменный магазин в Бостоне Caresse Crosby (после того как Мэри вышла замуж во второй раз, она поменяла свое имя на Карес, а Кросби — фамилия ее второго мужа).
Но желанного успеха она так и получила, поэтому через некоторое время она продала патент компании братьев Уорнер из Коннектикута, благодаря чему за 30 лет продаж они получили около 15 млн долларов.
Империя Иды Розенталь: A, B, C и нейлон
Несмотря на растущую популярность, многие все равно продолжали видеть бюстгальтер как более мягкую альтернативу корсету, а не как самостоятельный предмет одежды, потому что его делали из аналогичных материалов.
Только в 30-е бюстгальтер начал приобретать те важные характеристики, которые у него есть сегодня. Это произошло благодаря Иде Розенталь — девушке из обычной еврейской семьи из городка Раков под Минском, который тогда входил в состав Российской империи.
В начале прошлого века она вместе с мужем Вилли эмигрировала в Америку. Чтобы заработать хоть какие-то деньги, Ида начала работать швеей. За несколько лет упорного труда она заработала себе репутацию специалистки, которая справится с любыми, даже самыми сложными заказами.
Благодаря этому Ида получила работу у Энид Биссетт — владелицы модного магазина Enid Frocks в центре Манхэттена. В 1922 году Ида вместе с мужем и Энид основывают компанию Maidenform. Сначала они фокусировались исключительно на пошиве платьев, но постепенно начали производить и бюстгальтеры, каких раньше не было.
Они первыми стали шить чашки разных размеров, обозначая их латинскими буквами. В некоторые модели добавляли специальные вкладки (привет, пуш-ап!), добавили застежки на крючках и петлях и регулируемые лямки. Были разработаны специальные бюстгальтеры для кормящих женщин.
Также они начали использовать нейлон, придающий бюстгальтеру эластичность, — такого раньше еще не делал никто. Лифчики Maidenform пользовались такой популярностью, что компания перестала шить платья и занялась только бельем.
Когда началась Вторая мировая война, правительство ввело ограничения на использование материалов на то, что не считалось первой необходимостью. Тогда в эту категорию входили и бюстгальтеры.
Поэтому Ида занялась изготовлением парашютов и знаменитых «голубиных гнезд», которые основывались на дизайне бюстгальтера. Эти специальные карманы крепили поверх одежды десантников, позволяя им переносить специально обученных голубей, передающих информацию.
Так сформировалась «голубиная пехота», включавшая 3 тысячи солдат и более 50 тысяч голубей. Но спустя некоторое время производство бюстгальтеров возобновилось, потому что Ида добилась признания этого элемента одежды предметом первой необходимости.
В этом ей помогли несколько именитых врачей, которые подтвердили, что бюстгальтеры необходимы женщинам на военных предприятиях, потому что они снимают нагрузку со спины и потому что «грудь без бюстгальтера может отвлечь мужчин, работающих рядом».
Несмотря на то что бюстгальтерами Maidenform уже долгое время пользовались тысячи женщин, пик их популярности пришелся на послевоенные годы. Ида Розенталь запустила рекламную кампанию, которая продлилась 20 лет и была признана одной из самых успешных в американской истории.
В этой рекламе женщина каждый раз мечтала о том, как она что-то делает в бюстгальтере Maidenform («I dreamed I … in my Maidenform bra»). Например, «I dreamed I won the election in my Maidenform bra» («Я мечтала, как выиграла выборы в своем бюстгальтере Maidenform»).
В 50-е в моду вошли бюстгальтеры с конусообразными чашками. Их называли bullet bra («бра-пуля» — именно ими спустя почти полвека вдохновлялся Жан-Поль Готье, создавший для Мадонны ее знаменитые сценические образы с конусообразными чашками в корсетах для мирового турне 1990 года).
К 1960 году продукция семьи Розенталь продавалась в 115 странах мира, а сами они стали миллионерами. В 1963 году Ида посетила СССР. И была потрясена: «Советские женщины носят то, что американки носили 40 лет назад: бюстгальтеры из неэластичных материалов с застежками на пуговицах».
Лихие 60-е: балконетт и сетка
60-е годы были очень плодотворными для развития бельевой индустрии, на рынке появилось несколько классных новинок. Во-первых, производители белья стали больше думать о комфорте, поэтому на замену жестким и острым коническим формам пришли более мягкие.
Тогда считалось, что для сохранения правильной и красивой формы груди бюстгальтер нужно носить постоянно, поэтому популярной была модель sweet dreams. Ее женщины носили и днем, и ночью. Также на рынке стало появляться все больше и больше пуш-ап-моделей — популярными их сделала Мэрилин Монро.
Вместе с пуш-апом в моду вошла еще одна модель — балконетт, чашка которой поддерживает грудь и прикрывает только ее нижнюю половину. В народе она получила название «Анжелика» благодаря героине одноименного фильма, которую исполнила великолепная Мишель Мерсье.
Если в США в это время главными по бюстгальтерам были Maidenform и Warners (та самая компания, которой Мэри Фелпс Джейкоб продала свой патент на бюстгальтеры), то в Европе дела обстояли иначе — громких имен было намного больше.
В Германии самыми популярными были марки Felina, Anita и Triumph, которые появились еще в 80-х годах XIX века, но смогли пережить хаос военной эпохи и после войны отлично адаптировались к крупным изменениям в производстве.
В 1954 году Triumph выпустил культовую модель Amourette, которую миллионы женщин носят и сегодня. Среди появившихся в то время брендов — легендарная итальянская марка La Perla, австрийский бренд Wolford и десяток французов, включая Lou, Empreinte, Simone Pérèle, Chantelle, Lise Charmel и Aubade.
К вопросу нижнего белья французы вообще подходили очень серьезно. В то время существовала французская ассоциация нижнего белья (Chambre Syndicale de la Haute Corseterie), установившая следующие правила, которым должны были следовать ее члены в 1957 году: «Грудь должна быть высокой и округлой, бедра — пышными. Бюстгальтеры и корсеты должны создавать женственный и элегантный силуэт, сочетающийся с платьями сезона».
И в Европе, и в Америке удобство еще не вышло на первый план — многие марки в первую очередь делали акцент на сексуальности. Например, в рекламе бренда Lou говорилось: «Мой муж прав, старый бюстгальтер делает мою фигуру тяжелее».
Согласны с таким подходом были не все. К примеру, американский дизайнер австрийского происхождения Руди Гернрайх, который решил пересмотреть гендерную парадигму в моде, считая, что у одежды не должно быть половой принадлежности. Именно благодаря ему появился стиль унисекс.
И конечно, одним из самых главных изобретений Гернрайха был минималистичный бюстгальтер no bra с мягкими чашками из прозрачной сетки, который он выпустил в 1964 году. Он сильно отличался от своих предшественников и имел большой успех, ведь это была эпоха хиппи и расцвет феминизма — и для тех, и для других самым важным была свобода, в том числе и телесная.
В то время феминистки видели бюстгальтер символом коммерциализации женского тела. 7 сентября 1968 года в Атлантик-Сити одновременно проходили конкурс «Мисс Америка» и марш феминисток за права женщин и против конкурсов красоты.
Участницы выражали свой протест против неудобной и угнетающей одежды, бросая в мусорные контейнеры бюстгальтеры, пояса для чулок, накладные ресницы, высокие каблуки и щипцы для завивки волос. Позднее это событие стало известно как «сожжение лифчиков», хотя на самом деле никаких костров не было. Но миф про сжигающих бюстгальтеры феминисток живет до сих пор.
Тогда же, когда Руди Гернрайх придумал тонкий прозрачный no bra, дизайнер из Канады Луиза Пуарье создала полную противоположность — Wonderbra. Этот бюстгальтер с глубоким вырезом, состоящий из 54 элементов, приподнимал и сжимал грудь, создавая невероятно эффектное декольте.
Но, несмотря на его популярность сразу после создания в 1964 году, культовым он стал только в начале 90-х, в том числе благодаря нескольким скандальным рекламным кампаниям. Одна из них называлась «Привет, мальчики!» (Hello, boys!), лицом которой стала легендарная модель Ева Герцигова, а снимала ее не менее легендарная Эллен фон Унверт.
Ева утверждала, что идея рекламной кампании заключалась в демонстрации прав женщин на самовыражение. В этом, конечно, усомнились феминистки, критикуя слоган и сами снимки за то, что фокус опять сделан на сексуализации женского тела. Но это не помешало продажам взлететь до небес — в 1994 году в Америке продавался один такой бюстгальтер каждые 15 секунд.
Новая эра: естественность, спорт и Victoria’s Secret
Вернемся немного назад — в 70-е. Тогда в моду вошел естественный вид груди и появился nipple bra (nipple переводится как «сосок») — в то время как классические чашки скрывали соски, в nipple bra сделали специальные выступы на ткани, которые создавали эффект обнаженной груди. Реклама обещала обеспечивать женщинам «чувственный холодный вид в любое время».
В 70-е был создан первый бюстгальтер для занятий спортом — его придумала американка Лиза Линдаль. Она любила заниматься бегом, но, как и большинство женщин, испытывала неудобства из‑за подпрыгивающей во время занятий груди, соскальзывающих лямок и покраснения кожи из-за продолжительного контакта с влажной от пота тканью. Линдаль решила соединить чашки бюстгальтера, сделать широкие лямки и мягкую резинку под грудью.
В разработке принимали участие ее подруги-костюмеры, которые работали в театре и знали тонкости производства одежды. Их изобретение получило название jogbra («бра для бега»). Для пошива девушки использовали лайкру — синтетическую ткань, которая плотно прилегает к телу и хорошо тянется.
Очень быстро они получили патент, но найти деньги на производство не могли — никто не хотел давать кредит. Им помогло Управление по делам малого бизнеса США, и в первый же год они вышли на прибыль. С тех пор спортивные бра многократно видоизменялись и улучшались. Сегодня их производят все крупные бренды.
Nipple и спортивные бюстгальтеры — это не все, чем порадовали женщин 70-е. В 1977 году американский бизнесмен Рой Рэймонд вместе с женой Гайе основал бренд Victoria's Secret. Их вдохновением послужили неприятные воспоминания о покупках женского белья в обычных магазинах, где обслуживание часто было неудовлетворительным, а ассортимент недостаточно разнообразным.
Рой и Гайе решили создать магазин, который бы предлагал комфортное и приятное шопинг-пространство для всех — и для женщин, и для мужчин. Первый магазин Victoria's Secret открылся в 1977 году в Нью-Йорке. Бренд был назван в честь королевы Великобритании Виктории, которая символизировала изысканность и роскошь.
Популярность пришла через несколько лет, когда компания начала устраивать грандиозные модные показы, известные как Victoria's Secret Fashion Show, в которых участвовали модели мирового уровня — из-за роскошных образов с крыльями их называли «ангелами».
Но после 20 лет успеха компанию ждал кризис — шоу начали критиковать за излишнюю идеальность моделей, а сам бренд — за сексуализацию и объективацию женщин и отсутствие в их линейке белья для «обычных» женщин. Одним словом, бренд Victoria’s Secret не соответствовал духу времени, их продажи упали, а само шоу отменили в 2019 году.
Наше время: эффект памяти и Free the Nipple
В последние десятилетия для женщин на первый план стал выходить комфорт. В производстве нижнего белья чаще стали использовать высокотехнологичные материалы.
В 2009 году был создан первый бюстгальтер с эффектом памяти — memory foam. Его материал реагирует на температуру тела и форму груди, обеспечивая индивидуальную поддержку и комфорт. Memory foam был разработан еще в 1960-х годах для аэрокосмической промышленности и медицины, а через 40 лет ему нашли новое применение.
Во время пандемии COVID-19 резко увеличились продажи комфортных бралеттов и мягких топов — белье должно было быть удобным. Или его вообще могло не быть. В 2012 году движение Free the Nipple, ставшее известным благодаря одноименному фильму Лины Эско, вдохновило женщин на отказ от бюстгальтеров.
Этот призыв быстро приобрел мировую популярность, вдохновляя женщин в разных уголках мира — от звездных выходов Кары Делевинь до активистских инициатив Лины Данэм. Хештег #freethenipple стал вирусным и получил широкое распространение в социальных сетях. Кампания за право женщин ходить без лифчиков продолжает свое развитие и обсуждение в обществе и сегодня.
Это как раз то, за что борются современные женщины, — за право выбора. Носить кружевной пуш-ап, спортивный топ или вовсе ходить без бюстгальтера — классно, что сегодня можно решать самим.
Фото: Getty Images