«Я как будто в гробу, наполненном песком»: честная история о жизни с сонным параличом
Несколько лет наша героиня Анастасия Е. страдала от сонных параличей. В какой-то момент она даже решила, что сходит с ума, но вовремя обратилась к специалисту. Делимся ее историей и пытаемся понять, когда и почему наша психика путает сон с реальностью. Далее — прямая речь.
Вдруг люди и правда видят призраков?..
Впервые я узнала о существовании сонного паралича в детстве — мне было лет 13. Тогда я, как и многие дети, увлекалась мистикой, гипнозом, эзотерикой и вообще всем паранормальным. Хотелось гадать на картах, верить в домовых, смотреть ужастики, вот это вот все.
Как-то я серфила в интернете и случайно наткнулась на странное словосочетание «сонный паралич». Информации тогда было немного — буквально пара форумов и страничка в «Википедии»*. Писали, что это такое необъяснимое состояние, при котором человек внезапно просыпается ночью парализованным, но при этом может что-то видеть или слышать.
Все это меня и напугало, и заинтересовало. Я узнала, что около 15% людей в мире хотя бы раз в жизни сталкивались с сонным параличом. Такой «приступ» может длиться от пары секунд до нескольких минут. Как будто в это время человека пытается задушить демон или домовой, а еще люди могут слышать или видеть кого-то из потустороннего мира.
Я четко помню момент, когда в моей голове возник интерес к этой теме. Именно интерес, задыхаться и быть парализованной мне не хотелось. Вдруг люди и правда видят и слышат призраков? В конце концов я отпустила эту мысль и стала жить дальше. Кто же знал, что Вселенная «подарит» мне возможность познакомиться со всем этим лично.
Потом будто кто-то вернул мне мое тело
Склейка: прошло полгода. Я не готова делиться подробностями того периода своей жизни, но скажу, что моя история была, мягко говоря, неблагополучной. Я выросла в сложной, разрушающей и токсичной семье — с 8 до 18 лет я жила в эмоциональном аду. Из-за очень стрессовой обстановки дома я в детстве спала по 2–3 часа ночью и примерно столько же днем.
Потом со сном стало еще хуже — я могла подолгу совсем не спать, а потом спать неделями, после чего снова переходила на цикл 2–3 часа сна днем и ночью. Я не чувствовала себя человеком, живущим своей жизнью, была будто призраком себя. У моего организма не было возможности восстанавливаться и пополнять ресурсы.
Ни одного спокойного дня не помню. Я толком не ночевала дома, часто ходила к друзьям, чтобы отдохнуть у них днем. Я знаю, что такое селфхарм и попытки суицида — один раз мне почти удалось. Неудивительно, что сонный паралич решил со мной познакомиться.
Я по-прежнему ходила в школу и фанатела от мистики. Однажды ночью я проснулась. Лежу на спине, глаза закрыты, но что-то не так. Странное давящее чувство, будто на тело положили огромную бетонную плиту.
Я хочу перевернуться, но не могу. Хочу открыть глаза, но тоже не получается — веки не слушаются. Сердцебиение учащается, горло сдавливает страх — я не могу дышать! Я снова пытаюсь перевернуться, открыть глаза, закричать, но ничего не получается.
От ужаса мозг и тело начинают требовать больше кислорода, но его нет. Я чувствую, что задыхаюсь, но не понимаю почему. Будто очнулась в гробу, который заполнен песком. Не знаю, сколько это длилось, — в таком состоянии трудно понять время происходящего, предполагаю, что минуты 2.
Потом меня просто отпустило, будто кто-то вернул мне мое тело. Я поднялась на локтях, пытаясь отдышаться и успокоиться. Сердце выпрыгивало. Всмотрелась в тьму комнаты, проверила кровать, одеяло — конечно, нигде ничего не было. Снова лечь спать было безумно страшно. Не помню, как у меня это получилось. Утром я ушла в школу, никому ничего не сказав.
Ощущение, что душат подушкой
Я снова начала гуглить информацию о сонном параличе. Семье я так ничего и не сказала — мы тесно не общались и нужного уровня доверия не было. Да и я понимала, что они мне не помогут, максимум скажут: «Ну постарайся спать получше» или «Выпей валерьянки на ночь». К тому же я надеялась, что больше такого не будет.
Через пару недель приступ повторился. Потом еще раз, еще раз. Каждую неделю я просыпалась парализованной и задыхалась. Каждый день я думала: «А сегодня ночью тоже будет?» Я боялась этого ощущения: словно тебя душат подушкой.
Тогда у меня был особенно стрессовый период, и мне и так каждую ночь снились кошмары. Настроение с каждым днем ухудшалось, а синяки под глазами становились все больше.
А потом сонный паралич пропал. Просто исчез, и все. Я заметила это не сразу, потому что каждый день была подавлена. В «Бойцовском клубе» говорили, что «когда у тебя бессонница — все нереально, все очень далеко от тебя, все это копия, снятая с копии, сделанной с еще одной копии».
Именно так я себя и ощущала. Потом я просто выкинула его из головы, тем более в «Википедии» было написано, что он случается лишь пару раз в жизни. «Наверное, отмучилась», — решила я.
Кажется, я схожу с ума
Прошло еще полгода. Наступила весна. Я проснулась со странным чувством, что паралич скоро вернется. Мне снова стало страшно спать. Он вернулся следующей ночью и случался каждую ночь на протяжении 2 недель.
Я была похожа на живого мертвеца, но потом снова настал период относительно нормального сна. К этому времени я уже так устала, что перестала изучать сонный паралич, на мысли о нем не хотелось тратить ни секунды.
Через полгода все повторилось по уже привычному мне расписанию — на 2 недели. «О! Ближайшие 2 недели я опять буду задыхаться во сне. Ок, а теперь посмотрим домашку по алгебре». Спустя какое-то время я поняла, что периоды без него сокращаются, а с ним увеличиваются. Сонный паралич будто смешался с моим сознанием и телом, стал привычной частью моего сна.
Все бы даже уже ничего, но он стал прогрессировать, как болезнь, которая, развиваясь, выдает все новые симптомы. У меня появились мысли, что я схожу с ума. Однажды ночью во время паралича я смогла немного сдвинуться, и он вроде бы пропал.
К этому моменту я уже знала его первый закон: если получится подвигать, например, ногой, паралич пропадет. Но на сей раз все было по-другому: он продолжился и повторился еще несколько раз. Утром я вспомнила все это и решила, что это был сон. Тогда я еще не знала, что паралич не может присниться.
Я перестала понимать, где сон, а где явь и где случается сонный паралич. Очень гадкое чувство. Ты будто тряпичная кукла в чьих-то руках и не можешь вырваться. В фильме «Начало» были многоуровневые сны. У меня было так же. Сон, внутри него паралич, я его сбрасываю, просыпаюсь, снова какой-то сюжет и снова паралич, и так по кругу. В это время случился самый страшный «сон» в моей жизни.
Не могу объяснить, что это было
Я просыпаюсь ночью и понимаю, что у меня снова сонный паралич. Помню, что лежала на боку, свернувшись калачиком, лицом к спинке дивана. Пытаюсь, как обычно, сдвинуться, чтобы сбросить паралич с себя.
Получилось — двигаюсь телом немного назад, к краю дивана: «Фух, прошло, можно спать дальше». В течение минуты я снова несколько раз ловлю это состояние и также пытаюсь двигаться. И тут я падаю на пол.
«Ничего себе! Я первый раз в жизни упала с кровати, обалдеть», — я поднимаюсь на ноги. За окном уже рассвет. Я подхожу к балкону, протягиваю руку, смотрю на нее и вижу, что она прозрачная. Какого черта? Я смотрю на вторую руку — они обе прозрачные. Через секунду на них начали появляться черные резко разрастающиеся кляксы.
Я понимаю, что через несколько секунд эти кляксы полностью поглотят меня. Я до сих пор все очень ясно помню и вряд ли когда-нибудь забуду — это был самый настоящий, ни с чем не сравнимый ужас. Я не могу объяснить себе, что это было, до сих пор.
Еще через секунду я открыла глаза и обнаружила себя на диване в том же положении, что и во сне. Рассвет за окном тоже тот же. Все то же, только я — настоящая.
Мозг тоже орган, и он может болеть
Потом сонный паралич почему-то отступил на много лет, но после этого случая я опять начала свой ресерч. Сначала начала искать, что все это значит с точки зрения эзотерики. В интернете писали, что через сонный паралич люди выходят из физического тела в астральную проекцию.
Получалось, что мое прозрачное тело — это астральное тело, а черные кляксы на руках — дырки в астральном теле из-за стресса. Что я только не думала тогда. И на призраков грешила, и на то, что проклята, что меня недолюбливает домовой, и даже думала, что правда сошла с ума.
Я еще не знала, что мозг — это тоже орган, который может болеть. Что сон — это очень важно для психики, а сама она не что-то «духовное», а строящееся на вполне конкретной правильной работе нейромедиаторов в мозге. Чтобы они трудились как следует, нужно правильно спать и следить за своим самочувствием.
Психотерапию я тогда считала бредом для слабаков и шарлатанством. Все объяснения искала в мистицизме. Так сонные параличи мучили меня лет до 17, а потом постепенно прекратились.
Нейромедиаторы — мое слабое место
Во взрослом возрасте я все-таки решила пойти в терапию (а потом и выучилась на психолога), и это очень изменило мою жизнь. Я узнала, что с 8 лет у меня хроническое тревожно-депрессивное расстройство и ПТСР (комплексное посттравматическое стрессовое расстройство).
Как следствие, работа моих нейромедиаторов — уязвимая часть моего ментального здоровья. Им очень легко слететь, тем более в стрессовых условиях, в которых я прожила огромную часть жизни.
На самом деле механизм появления сонного паралича прост. Когда человек спит, он проходит через разные стадии сна: поверхностный, глубокий и т. д. Во время глубокого сна наш рептильный мозг обездвиживает тело, чтобы оно физически не реагировало на сны. Например, если во сне вы сражаетесь голыми руками с тигром и бьете его кулаком в лоб, в реальном мире вы не ставите шишку соседу по кровати.
В нормальном состоянии, когда мы выходим из глубокого сна, обездвиженность тела тоже проходит, а вот при нарушениях сна может случиться иначе: мозг просыпается, а тело еще нет — происходит рассинхронизация. По этой причине и случается сонный паралич. Тело спит, а вы нет. И нам становится очень страшно. Чтобы сбросить сонный паралич, нужно пытаться пошевелить любой частью тела, тогда он пропадет.
Представьте, что компьютер хочет перезагрузиться, а вы пытаетесь в этот момент включить игру. Все начинает глючить. То же происходит и с нами — мозг перезагружается, а мы просыпаемся посередине этого цикла, и нас замыкает. Сонный паралич крайне редко случается при хорошем ментальном здоровье.
Теперь уже мне не страшно. Я хозяйка своего мозга, знаю, как он работает, как помочь, если будет сбоить, и это подарило мне жизнь. По крайней мере, ощущается это именно так.
Сбой в мозге — сбой везде
С 21 года я лечусь — пью антидепрессанты и слежу за нормой сна. В таблетках был перерыв на год, но у меня снова начался сложный эмоциональный период, и, посоветовавшись с психотерапевтом, я возобновила медикаментозное лечение.
Сейчас мне 29, я чувствую себя отлично, очень хорошо знаю и понимаю и себя, и своих демонов, и не боюсь жить. Даже если что-то случается, это не сбивает с ног, как раньше. Например, где-то лет в 25 случилось еще несколько эпизодов сонного паралича, и относительно недавно был второй страшный случай. Я спала лицом в подушку, когда произошел паралич, и было дико страшно, что я задохнусь, потому что я не могла дышать и из-за него, и из-за подушки.
Тем, кто знает, что такое сонный паралич, но не знает, как выбраться из этого состояния, я бережно хочу дать три совета. Первый — обязательно следите за режимом сна. По сути, сонный паралич — это нарушение сна, которое чаще всего возникает на фоне стресса.
Качественный здоровый сон должен длиться 7–8 часов без перерывов и просыпаний. Это правда важно. Просыпаясь ночью, вы разрываете цикл полноценного здорового сна, и организм недовосстанавливается. Один раз, может, роли не сыграет, а много раз?
Второй — не бойтесь. От сонного паралича не умирают, он всегда проходит. Чтобы стало спокойнее, можно, например, почитать научную литературу. Знать что-то о проблеме — стать сильнее ее. Последите, с какими событиями в вашей жизни связано появление сонных параличей.
И третий — не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту. Мозг такой же орган, как и, например, почки с сердцем, но почему-то, если они болят, мы идем к врачу, а за мозгом так внимательно не следим. Да, мозг не может физически болеть, потому что в нем нет нервных окончаний, но он дает вам понять о своей болезни другими способами. Именно мозг в ответе за работу всего тела. Сбой в мозге — сбой везде.
* РКН: иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ.
Фото: Ночной кошмар. 1790–1791 / wikimedia