Грасс: чем живет главный город парфюмеров
Обычно, говоря о Грассе, его титулуют столицей французской парфюмерии. Приехав сюда из Ниццы или Канн, видишь красивый прованский городок на холмах. Однако придется очень постараться, чтобы обнаружить здесь парфюмерные достопримечательности. Да, розы, жасмин и другие ароматные цветы на каждом шагу. Да, в городе установлены памятники и дистилляционному кубу, и средневековому парфюмеру. Да, здесь есть Грасский парфюмерный институт и Грасский международный музей парфюмерии.
Есть несколько старинных брендов, превращенных в туристические аттракционы: вам бесплатно прочтут краткий курс местной парфюмерии в надежде, что вы купите несколько флаконов. Здесь по-прежнему создают новые парфюмерные марки с целью прославить их на весь мир. Сохранились штаб-квартиры семейных предприятий, составлявших некогда парфюмерную славу Грасса, а ныне входящих в состав международных корпораций. Но, чтобы найти эти «штабы», нужна карта, любой прохожий пальцем не покажет.
По большей части современный Грасс — это туристический аттракцион на парфюмерную тему, созданный для Лазурного побережья. Сегодня правильнее называть Грасс не столицей, а колыбелью французской парфюмерии.
Сюда в XIV–XV веках переехали итальянские ремесленники, чтобы открыть кожевенное производство. Технология выделки шкур помогла сделать их приятными на ощупь, но не для носа — после гноения и бучения кожи смердело все вокруг. Уже в Средние века запах шкур старались замаскировать: в Италии — ирисом и франжипани, в Испании — пряностями, цибетом и жасмином. Французские перчатки из Грасса отдушивали многими импортными материалами: африканским цибетом и серой амброй, тонкинским мускусом, персидской розой, индийским жасмином, флорентийским ирисом. Основанная в 1656 году гильдия парфюмеров и печатников сразу обрела в Грассе особое влияние.
Зависимость от Италии и мягкий климат навели на мысль выращивать цветы самим: плантации жасмина, розы, туберозы, лаванды, мимозы и померанца появились здесь в XVII веке, и парфюмерная деятельность стала приносить больше доходов. Столетием позже число парфюмеров утроилось. Грасские предприниматели основали плантации во французских колониях: ваниль, герань, ветивер, иланг-иланг, флердоранж, жасмин, пачули начали поступать в Грасс из Французской Индии, из Туниса и Марокко, с островов Гаити, Мадагаскар и Реюньон.
В свое время в Грассе были изобретены и усовершенствованы технологии обработки натурального сырья — анфлераж и экстракция цветочных абсолютов растворителями. В Грассе учился Франсуа Коти перед тем, как основать свою огромную корпорацию. В Грассе работали знаменитые парфюмеры Эрнест Бо, Эдмон Рудницкая, Жан-Клод Эллена со своей дочерью Селин.
К концу XX века практически все грасские парфюмерные активы стали принадлежать международным корпорациям с центрами в Швейцарии, Германии, США и Японии. Знаменитые майские розы и жасмин на крупных плантациях Грасса выращивают лишь там, где есть поддержка известнейших игроков парфюмерного рынка: Chanel, LVMH, JeanPatou.
К концу XX века практически все грасские парфюмерные активы стали принадлежать международным корпорациям с центрами в Швейцарии, Германии, США и Японии. Знаменитые майские розы и жасмин на крупных плантациях Грасса выращивают лишь там, где есть поддержка известнейших игроков парфюмерного рынка: Chanel, LVMH, JeanPatou.
Например, знаменитые поля Жозефа Мюля, дающие средства к существованию уже пяти поколениям этой семьи, приносят 35 тонн розовых лепестков в год. И все розовое масло из них уходит только Chanel, только на духи Chanel№ 5 — на туалетную воду и дневные духи Chanel№ 5 этой розы уже не хватает. Поддержка брендов обеспечивает гарантированный урожай сырья, необходимого для производства: без грасской розы и жасмина духи утратят большую часть своего драгоценного имиджа. Символы французской парфюмерии стали чересчур дорогими.
15 000
Килограмм абсолюта грасского жасмина стоит 15 000 долларов — жасмин из Индии, Египта или Марокко в разы дешевле.
Так и вышло, что на бывших грасских парфюмерных плантациях строят виллы, гостиницы, казино и другую доходную недвижимость, которая нужна для туристического бизнеса. Большая часть розового масла, используемого в парфюмерии, теперь производится в Болгарии (70%), Иране, Турции и Марокко. После жуткой зимы в 1973 году в Грассе вымерзли все померанцевые деревья — и теперь весь флердоранж и нероли поступают в Грасс из Туниса. Сохранились плантации фиалки, которые традиционно растут под оливковыми деревьями в прованском Туретте-сюр-Лу. Сохранились лаванда и тубероза, заново начали выращивать ирис. Но ведь туристам и не нужны гектары жасминовых и розовых кустов с урожаями промышленных масштабов — окупаются даже маленькие участки.
В Провансе есть небольшие туристические аттракционы, позволяющие увидеть, как растут цветы и плоды, самостоятельно собрать корзинку цветов, понаблюдать за процессом дистилляции, получить в подарок розовую воду или жасминовое варенье, устроить пикник на траве с местным вином и здоровой прованской пищей.
Мне довелось побывать на сборе урожая майской розы и узнать некоторые тонкости, известные ее сборщикам. Урожай роз собирают лишь три недели — с середины мая по середину июня, в зависимости от погоды. Второго урожая не бывает. Работают два раза в сутки: рано утром и поздно вечером. Сборщик обхватывает цветок ладонью снизу, прижимает большой палец к центру цветка, поворот — и лепестки в ладони.
Лепестки складывают в сумку на поясе — за день у опытного сборщика выходит от 10 до 20 килограммов. На завод лепестки необходимо доставить в течение 12 часов — у сорванных цветов сокращается содержание эфирных масел и стремительно изменяется химический состав, что меняет аромат. Могу подтвердить, что сбор розы — это очень приятный и познавательный вид отдыха для туристов. Конечно, если он не станет вашей основной работой, со всеми трудностями неквалифицированного крестьянского труда.
Во Франции легко приобрести кусты майской розы и других гибридов. Нужно всего лишь 10–15 евро и свободная земля. Май и июнь — праздник роз, которые цветут везде. В Париже и Грассе, Тулузе и Лионе, в различных музеях и частных садах, на балконах в знаменитом парижском ParcduBagatelle, в палисадниках и витринах магазинов.
Праздник роз можно сравнить лишь с неделей жасмина FetedeJasminев Грассе — в первую неделю августа устраивают субботний парад цветов на улицах города в честь начала цветения. Жасмин цветет до самой зимы, но сбор останавливается по сигналу парфюмеров — примерно в октябре содержание ароматной субстанции в цветках снижается настолько, что собирать их становится нецелесообразно.
Жасмин сильнее пахнет ночью, поэтому в 10 утра работы прекращают (в некоторых странах жасмин собирают под светом прожектора). Из двух сотен существующих видов в Грассе выращивают особый крупноцветковый жасмин, привитый к дикому. Этот вид был привезен маврами в Испанию, откуда он попал в Грасс и распространился по всему европейскому Средиземноморью.
Умелый сборщик добывает в час всего 500 граммов цветов — для литра абсолюта жасмина требуется около 660 килограммов. При всей популярности жасмина, в год производится не более 6 тонн абсолюта. При желании, узнав календарь событий в мэрии Грасса, можно попасть также на сбор урожая туберозы, ириса и флердоранжа, но с меньшими шансами на личное участие. Корневища ириса вообще копают, будто картошку, — совсем неинтересно.
При международном музее парфюмерии есть сад с растениями, которые используются исключительно в этой сфере. Здесь можно увидеть 20 сортов мяты (например, с ананасовым, банановым и шоколадным оттенками!), все виды роз, лаванды и жасмина, заросли розмарина, вербены, бессмертника и других ароматных трав и кустарников Средиземноморья. Плюс экзотика вроде ветивера, пачулей, герани, розового перца — и каждое растение можно потрогать и понюхать. При саде есть магазин, где можно купить саженцы и корни, ароматизированный чай и саше, розовую и флердоранжевую воду и, конечно, простые, недорогие ароматы, вроде лавандовых или вербеновых одеколонов по 8 евро за флакон.
Парфюмерные традиции Грасса внесены в список нематериального культурного наследия Франции вместе с искусством колокольных мастеров Шамбери, монетных умельцев Парижа, гобеленщиков из Обюссона и часовщиков Безансона. Сыр, вино и хлеб во Франции везде делают на свой манер, поэтому в каждом регионе они имеют особенный вкус и аромат. Что же касается парфюмерных традиций Грасса, их чтят настолько, что даже музыкальные концерты в городе проходят под аккомпанемент ароматов, специально созданных для произведений Баха или Рахманинова.