1. Люди
  2. Истории
19 января 2024

Их румяна были как краска для труб. Как в России уходили от «макияжа богини Лады»

Рассматриваем полотна русских художников и прослеживанием эту невероятную эволюцию.
19 января 2024
5 мин

«Дивней дивного, кто в жены возьмет уродину прибытка ради. Видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: „Не смотрись в зеркало — увидишь безобразие лица своего и еще больше обозлишься“». Это цитата из «Моления Даниила Заточника», одного из первых памятников русской литературы, в котором упоминается макияж, хоть и в такой обидной форме.

Портретов тогда не писали, и только по таким источникам и запискам иностранных путешественников мы можем узнать, как красились на Руси: «Так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски», Или: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов».

Историки полагают, что такая манера краситься — толстый слой белил и румян, черная бровь колесом — шла еще с IX века, и это отголосок культа древней славянской богини Лады. Все это дополняло общий стандарт красоты, главным критерием которой была дородность, умеренная полнота.

В. Даль в словаре называет «дородом» хороший урожай. Дородная девушка ассоциировались с плодородием и материнством: пышущая здоровьем, с высокой грудью, тяжелой длинной косой, полными плечами, округлыми бедрами и голенями «как столбы».

Первый принципиальный слом произошел в XVIII веке — древний обычай макияжа ушел в среду простонародья вместе с бородами и русским платьем. Знатные дамы, усваивая идею романтической сентиментальной красоты, решительно сворачивали с особого «российского» макияжного пути на общеевропейский. При Петре I в России уже появились светская живопись, стало быть, остались портреты, по которым можно судить о макияже.

Нарышкина Наталья Кирилловна XVIII век /  wikimedia

А еще до этого в моде некоторое время были парсуны — портреты царей и бояр, которые писали иностранные художники и мастера Оружейной палаты. Парсуна Натальи Нарышкиной, матери Петра I, считается еще одним доказательством: русские женщины пользовались косметикой и в допетровские времена.

Наталья была воспитанницей «первого русского европейца» Артамона Матвеева, который был женат на шотландке, покупал за границей картины и не соблюдал многих боярских обычаев. Будущая царица многое переняла в этом доме: она не любила медлительную величавость, обожала веселье и смело ездила в открытой карете.

Многие историки считают, что именно она привила сыну западничество, но, несмотря на все это, на парсуне отлично видны любимые тогда всеми боярынями белила, брови колесом и толстый слой румян на щеках.

Белила оставались в моде всю первую половину XVIII века. На портретах любимой сестры Петра Натальи Алексеевны, написанных первым придворным живописцем Иваном Никитиным, все еще выбеленное лицо. В 1728 году у царевны, как сейчас бы сказали, макияж с акцентом на глаза: бледное лицо, бледные губы, черные, щедро накрашенные смесью сурьмы и масла ресницы и брови.

Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 / wikimedia

В это 20-х годах XVIII века первой красавицей России считалась юная царевна Елизавета Петровна. «У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха».

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, 1717 / rusmuseumvrm

Некоторые биографы считают, что красота для Елизаветы была важнее государственных обязанностей. Ключевский называл ее «не спускавшей глаз с самой себя», желающей постоянно «блистать во всем и служить предметом удивления».

Чем старше становилась императрица, тем больше времени она тратила на макияж и красилась всегда ярко, но никогда не пудрила свои от природы очень красивые каштановые волосы, наоборот, ближе к 50 годам стала краситься в брюнетку.

Елизавета гордилась естественной белизной кожи, и считается, что это она ввела при дворе моду на увлажняющие, отбеливающие и успокаивающие средства — тогда их называли «притирания», а делали из огурцов или капустных листьев с медом и яблочным соком.

Екатерина II вспоминала, как однажды в 1749 году провела много времени под солнцем, сильно загорела и Елизавета прислала ей притирание для лица: лимонный сок с яичным белком и французской водкой. Оно отлично помогло.

Во второй половине XVIII века дамам пришлось отказаться от многовековой привычки плотно перекрывать кожу белилами. Макияжная мода шла к нам из Франции, а там считалось, что женщина должна напоминать изящную фарфоровую куколку. Изящную!

Не белое как снег лицо, а «фарфоровая бледность». Российские дворянки выбрасывали белила (кстати, очень вредные, с содержанием свинца) и покупали заграничную рисовую пудру, наносили ее в 2–3 слоя на лицо, шею, плечи, руки и грудь.

Портрет Урсулы Мнишек, 1782 / wikimedia

Дамы добивались оттенка кожи как у Урсулы Мнишек на портрете Дмитрия Левицкого в 1782 году. На напудренных висках голубой краской рисовали коротенькие тонкие линии, чтобы казалось: это вены просвечивают сквозь бледную, полупрозрачную кожу.

Бледное лицо полагалось щедро румянить — пожалуй, самый выдающийся румянец у княгини Татьяны Трубецкой на портрете Алексея Антропова. Это 1761 год, румяна — must have каждой дворянки, главное косметическое средство. Их выпускали в порошках и наносили кистями, или это были густые помады в баночках, или красящие куски ткани, которыми натирали кожу.

«Не нарумянившись куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество, — с ностальгией вспоминала долгожительница Елизавета Янькова в скучном в макияжном смысле XIX веке (эти воспоминания записал ее внук монах Пимен, в миру Дмитрий Благово). — Пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало.

С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым».

Портрет Екатерины II

На всех портретах Екатерины II хорошо виден искусственный румянец. Она, кстати, всю жизнь протирала лицо замороженным свекольным соком, чтобы сохранить приятный цвет кожи.

По этикету, девицы и зрелые дамы румянились одинаково. На портрете Алексея Антропова подруга и дальняя родственница императрицы Елизаветы Петровны Анастасия Измайлова, в девичестве Нарышкина, — здесь ей 56 лет.

Красные румяна делали из кармина, все оттенки розовых — из шафрана. В 1870-х их наносили на всю область щек и под глаза — считалось, что глаза так сильнее блестят. Этот прием можно рассмотреть на «Портрете неизвестной в розовом платье» Федора Рокотова.

У неизвестной еще и модные брови — в последней трети века их уже не рисовали простодушным полукругом, а делали более естественными, вытянутыми, постепенно сужающимися к внешнему краю. Густая черная соболиность устарела — впервые в российской истории красоты брови стали прореживать и даже осветлять, подкрашивая хной. Ногти не красили, но подпиливали и полировали специальной пудрой, которая давала блеск и здоровый розовый оттенок.

С каждым годом макияж становился все естественнее и незаметнее. В последнюю декаду столетия красились только провинциалки. Дамы с румянцем, «правда, искусственным, по моде прежнего времени», казались уже смешными героинями юмористических заметок. Впервые с IX века в российскую моду вошла естественная красота, как у Марии Лопухиной на портрете Боровиковского.

Фото: wikimedia

Комментарии
Вам будет интересно