02 мая 2023

Красный — сакральный для всех, серый — цвет бедняков. Как читали цветовые символы

В древних культурах и в Средневековье цвету придавали огромное значение. Какие-то цвета были уделом церкви, какие-то признаком мистики, какие-то указывали на социальный статус. Так что читаем все эти коды вместе.
02 мая 2023
7 мин

Отрывок из книги кандидата философских наук и доцента психологии Марины Голубевой «Главное в истории цвета. Искусство, мифология и история от первобытных ритуалов до Института цвета Pantone».

Главное в истории цвета
1 067 ₽
Главное в истории цвета, Марина Голубева
Купить
Добавить отзыв

Цвету как неотъемлемому качеству объекта издавна придавалось символическое значение. В дошедших до нас древнейших мифах символика сакральной триады цветов скорее интуитивна, чем осознанна.

С развитием сознания человека, усложнением его мышления символы все больше отрывались от материального, «тварного» мира. Они превращались в абстрактные знаки, как это, например, произошло с крестом в христианстве или изображением полумесяца в исламе.

Белый. В ритуалах многих примитивных народов этот цвет на одежде, утвари, талисманах и прочем был символом очищения и приобщения к добру. Белый — это свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен и воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически этот цвет — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи.

Черный. Это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена и он становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Это символ тьмы, страха, бездны и смерти. Черный цвет выражал самое негативное, опасное, неизвестное (и оттого пугающее) в жизни людей. Ритуалы, связанные со смертью и насыланием порчи, называли черными.

Красный. Это цвет крови и огня, символ жизненной силы, в том числе божественной. Красный цвет главенствовал во многих древнейших мифах о сотворении мира. Это самый воинственный из цветов, его часто наносили в качестве защиты на стены жилища, или на лицо как боевую раскраску, или на тело новорожденного младенца, чтобы он рос сильным и здоровым.

В более позднее время, когда зарождались и развивались древнейшие цивилизации, белый, черный и красный продолжали оставаться сакральными цветами.

Цветовые символы в Древней Индии

В Древней Индии три основных цвета соответствовали трем гунам, или «нитям существования мира»: белый — это бытие, символизирующее чистоту и безмятежность; красный представляет собой активное начало, порождающее карму; а черный — это состояние подавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

В древнеиндийском религиозно-философском трактате Упанишады говорится: «Красный цвет огня — цвет первоогня, белый цвет огня — цвет первичных вод, черный цвет огня — цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что обычно зовется огнем, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета истинны».

Изображение Радхара́ни, Индия, ок 1650 / commons.wikimedia

Основа основ для древних индийцев — солнце — не имело определенного цвета. Оно само содержало в себе все цвета и порождало любой из них. Согласно учениям ведических философов, весь мир трехцветен. Даже съеденная пища распадается на три части. Самая тяжелая, темная часть (черный) превращается в фекалии. Средняя становится плотью (красный). А наиболее легкая воплощается в мысль (белый).

Это справедливо и в отношении выпитой воды, которая после переработки в организме человека разделялась на мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый). Сам организм человека был соткан из переплетающихся вибраций цветов, мелодий и световых потоков. Недаром древние индусы называли человека «теджаси» — «светоносный».

Символика цвета активно использовалась в религиозных учениях и культах. С ее помощью правители создавали особый колорит национальных идей и государственности. Цветовые символы должны были наглядно подчеркнуть этническую принадлежность людей и связанную с ней государственную, региональную, социальную, профессиональную и иную маркировку сообществ и отдельных личностей. Палитра цветовых символов постепенно расширялась.

Цветовые символы в Древнем Египте

Важную роль в жизни многих древних цивилизаций Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта играл культ солнца. Светило считалось верховным божеством, источником жизни и блага, и отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был «солнечным» — светлым и ярким.

Наиболее близкими считались белый и золотой (желтый), потому их называли божественными. Зиккураты Вавилона были увенчаны белыми кубами «божественных спален», где бог солнца проводил свои ночи.

В Египте красный лотос олицетворял кровь, пролитую Осирисом. Красный цвет считался цветом благородного сословия, воинов и царей. Но в то же время он символизировал опасные и часто недобрые силы: был цветом пустыни и войны, поэтому считался символом Сета — бога ярости и песчаных бурь. Красной краской писались имена демонов и змея Апопа, хотя сам змей, олицетворяющий мрак и изначальный хаос, изображался черным.

Сцена Суда из Книги Мертвых, 1275 до н. э. / commons.wikimedia

Зеленый считался символом жизненной силы, созидания и добра, которое приносят в мир благие боги. Такие ассоциации неслучайны. Достаточно вспомнить, насколько важна была зеленая растительность в долине Нила, которая, по сути, представляла собой оазис среди пустыни.

Значимую роль в культуре Древнего Египта играл синий цвет, ассоциировавшийся с небесами и бесконечным пространством. Он был символом вечности, поэтому в изобилии присутствовал на покровах мумий и фресках погребальных камер.

Потолки храмов часто окрашивали в синий цвет и украшали золотыми звездами. Но больше всего этот цвет почитался как символ рогатой Хатхор — богини неба, любви и материнства. Синие рисунки в ее храме в Дендере до сих пор поражают воображение.

Цветовые символы в Древнем Китае

В основе палитры мира Древнего Китая лежали пять цветов: черный (вода), желтый (земля), сине-зеленый (растительность), белый (металл) и красный (огонь). Каждому из пяти цветов соответствовали время года, стихия или предмет, сторона света, планета и животное. Например, красный — это цвет лета, огня, юга, птицы феникс и планеты Марс. А черный — цвет зимы, воды, севера, змеи и планеты Меркурий.

В китайской символике палитра отражала социальный статус: каждой группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии.

Портрет Чжу Юаньчжан, первый император китайской империи Мин, изображен в золотой робе /  commons.wikimedia

Белый в Китае символизировал запад, осень и металл. Слишком яркие цвета, согласно древнекитайской философии, символизировали суетность жизни.

В знаке инь-ян, объединяющем мужское и женское начала (небо и землю), тоже присутствует цветовая символика. Ян (небо, солнце, энергия, мужчина) имеет белый (или голубой) цвет, а инь (земля, луна, покой, женщина) — черный (или оранжевый).

Цветовые символы в Древней Руси

Основными цветовыми символами славянского этноса можно считать красный, синий и белый. Первый из триады издревле почитался на Руси. Под червлеными стягами шли сражаться с врагами русские дружины.

Словом «красный» обозначали все лучшее, качественное (красный товар, красная рыба, красная дичь), красивое, сильное (красная девица, красный молодец), редкое, важное и почетное (красный угол, Красная площадь, красная печать, красное место, Красная книга).

Икона «Воскресение с Сошествие во ад» второй половины XVI в. из собрания Ярославского художественного музея

Не менее популярны в культуре и языке русского народа синий и голубой цвета, хотя эта популярность и носит более поздний характер по сравнению с белым и красным цветами. Синий и голубой выступают своеобразным фоном в стихах русских поэтов и художественных текстах, посвященных России.

Олицетворение и овеществление синего — это гладь озер и рек, лазурь неба, сияние голубых глаз. В популярных песнях поется о «шаре голубом», «синем платочке» и «озерах синих». Это и синь васильков, и пронзительная голубизна летнего неба, и синий иней, и голубой лед.

Третьим из наиболее значимых цветовых символов России является белый. На Руси слово «белый» имело также значение «вольный, независимый, благородный, праведный». Согласно В. И. Далю, «белый свет» — это «вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны». Этот свет противостоит загробному царству тьмы, как белый день противостоит черной ночи.

Цветовая символика в Средние века

Религиозные символы

Расцвет цветовой символики приходится на эпоху Средневековья. Тогда символы наполняли все сферы жизни людей и выходили далеко за рамки религиозно-мистических культов.

Христианство, особенно западноевропейское, с осторожностью относилось к символике цвета. Согласно канонам, Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), который был только одной из ипостасей Бога. Именно поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет как проявления божественного, указывали на то, что цвета могли быть обманными, то есть порождением Сатаны.

Фрагмент миниатюры «Испытания Христа», псалтырь, Англия, ок 1200 / illuminatedmanuscripts

Многоцветье скорее порицалось, чем поощрялось, считалось признаком праздности, в том числе духовной. По этой причине одежда христианских священнослужителей — черная или коричневая — символизировала смирение и неустанный душевный труд. Несмотря на это, черный также считался цветом зла, греха, дьявола, ада и смерти. Белый цвет одеяний высшего духовенства символизировал святость и чистоту.

Символика других цветов двойственна, причем в различные периоды Средневековья на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные смыслы. Так, в раннем христианстве желтый цвет ассоциировался со Святым духом, просветлением и т. д. Но в эпоху Возрождения его начинают считать символом измены, лжи и пр.

Красный в христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а значит, и его любовь к людям. Фиолетовый и синий считались мистическими цветами. Синий и голубой символизировали небо, были цветом вечности, настраивали на смирение и выражали идею самопожертвования.

Зеленый ассоциировался с земной жизнью и земными радостями, символизировал юность, весну и жизнь. Однако у зеленого были и негативные значения. Он считался символом коварства, искушения, дьявольского соблазна. Именно поэтому, согласно поверьям, у ведьм зеленые глаза.

Символика в повседневной жизни

Цвета, как и другие области средневековой жизни, имели свою иерархию. К «божественным» относили белый, золотой, пурпурный, красный и синий, а также желтый, когда он ассоциировался с золотом. На ступень ниже стояли зеленый и черный. Серый, коричневый и их оттенки располагались в самом низу иерархической лестницы, и их старались использовать как можно реже.

Из религиозных и эзотерических мистерий цветовая символика постепенно перекочевала в повседневную жизнь. Именно в эпоху Средневековья цвет отделяется от своего носителя — объекта — и приобретает самостоятельное содержание, нередко сакральное в силу общей религиозности.

В средневековой Европе цвет служил средством передачи информации или знаком, указывающим на определенные идеи. Разнообразие красок становится важной частью культуры социума.

Существовал своеобразный цветовой код, понятный всем членам общества. Он использовался во всех визуальных структурах, во всех творениях рук человеческих: архитектуре, убранстве храмов и дворцов, одежде, живописи, скульптуре и театре.

Считалось, что созерцание «божественных» цветов возвышает дух человека, внушая ему благочестивый строй мыслей. Во Франции и Италии применение синей краски даже контролировалось государством.

Символическое значение белого было закреплено в Священном Писании, цвет означал святость, веру и пр. Черный, как символ смерти, указывал на умерщвление плоти и был знаком смирения и отказа от мирских радостей. Именно поэтому духовенство и монашество носили одежду черного цвета. Впрочем, для высшего духовенства этот не слишком эстетичный цвет быстро заменили на фиолетовый.

Коричневый и серый цвета оставили на долю простолюдинов. Символический смысл этих цветов, особенно в раннем Средневековье, был сугубо негативным. Они указывали на нищету, безнадежность, убогость, отсталость и. т. д.

Фото: Леонадро да Винчи Мадонна Литта. 1490—1491 / commons.wikimedia

Комментарии
Вам будет интересно