«Волосы хорошо вымываются бензином», или Как долго и увлекательно мир шел к шампуню
«Раньше голову мыли щелоком, и косы были толщиной в две руки» или «голову мукой посыпали, а волосы у девушек были густые, не то что сейчас». Сейчас такое редко услышишь, но было, было. И конечно, это миф.
Косы и в старину у всех были разные, и той, кто не родилась Рапунцелью, никакой щелок не помогал, даже наоборот. Рассказываем, чем мыли волосы до изобретения шампуня, и вспоминаем удивительную историю этого главного, важнейшего средства для ухода за волосами.
Вычесывание вместо мытья
Перечитываем «Анну Каренину». Долли Облонская «вошла одна в свою комнату, сняла платье и села убирать свои жидкие волосы на ночь». За окном 1875 год. Волосы у Долли и без того негустые, и она, как большинство дворянок, старается их не мыть, чтобы не портить.
Мытье головы в XIX веке считалось очень вредным, во всяком случае в дворянской среде. Считалось, что от этого бывают мигрени и зубная боль, волосы портятся, становятся жесткими и тусклыми.
К воде и мылу прибегали в исключительных случаях, и женские журналы советовали, как снизить ущерб от этих страшных средств: «Следует всегда сушить волосы быстро и тщательно, а после высушивания оставить их на час или два распущенными».
Но лучше было не мыть волосы вовсе, а вычесывать. Просто гребнем или посыпав сначала мукой или специальной пудрой. Так считалось долго. В популярной книжке «Как причесываться» (Петербург, 1910 год) автор пишет: многие «полагают, что благодаря вычесыванию щеткой и гребенкой кожа достаточно очищается и что мытье головы даже вредно». Была такая распространенная рутина — сто раз проводить по волосам расческой или щеткой, собирая грязь и жир.
«Щетки и гребенки следует строго очищать от жира и приставшей к ним грязи. Для домашнего обихода советуем щетки мыть мыльным спиртом или бензином», — совет из энциклопедии 1909 года. Если вычесывание с «жиром и грязью» уже не справлялось, волосы мыли бензином. Бестселлер «Как причесываться» объяснял: «Очень скоро и хорошо вымываются волосы бензином, и благодаря его скорому испарению волосы очень быстро высыхают».
В уходе за волосами был еще один модный тренд — жировая помада. Красивые волосы — блестящие волосы, а жиры «задерживают выделения сальных желез, так как жирныя кислоты, испарина кожи, растворяются в жировых веществах».
Вот такие фокусы моды — до начала прошлого века смазанные жиром волосы воспринимались как ухоженные и чистые (вспомним прически с обилием блестящего геля и улыбнемся). В рекламных объявлениях такие жировые помады называли изобретением Клеопатры: «Есть предание, что Клеопатра сохраняла свои чудные волосы благодаря употреблению жирной помады, которая и теперь пользуется большой популярностью среди наших дам под названием Pommade a la graisse d'ours (медвежий жир)».
Крестьянки свои волосы тоже вычесывали и смазывали жиром, но еще и мыли щелоком раз в неделю в бане. Щелок делали из древесной золы: заливали горячей водой в пропорции 1:1, настаивали несколько дней. Чтобы щелок не разъел волосы вместе с кожей, его хорошо разбавляли водой. После мытья волосы полоскали настоем крапивы, ромашки и корня лопуха, для роста и укрепления втирали луковый сок.
Из Индии с любовью
Схожая ситуация наблюдалась и на всей европейской части нашего континента, но она должна была скоро измениться. Крот истории рыл незаметно, но Дин Магомет — спасибо ему за это — еще в 1815 году открыл в Лондоне «Индийские паровые ванны Магомета» с champi.
Очень скоро «ходить на шампунь» у лондонцев стало модным. На шампунь именно ходили, он был не товаром, а новой лечебной процедурой, терапевтическим мытьем с массажем головы.
Дин Магомед был индусом из касты парикмахеров. Переехал в метрополию, получил образование, женился на решительной ирландке, но мыслями и сердцем постоянно был в Индии: писал книжки, пропагандировал индийскую культуру. Они с женой открыли было ресторан индийской кухни, но тогда популярное ныне меню никого особо не заинтересовало, а вот баня с шампунем британцам зашла.
Средство для мытья головы делали на основе индийских трав, сандала, куркумы, мыльных ягод и, главное, цветка чампа, из которого в Индии делали масло для втирания в голову. От «чампа», что значило «втирать», «массировать», и произошло слово Shampoo. Первый шампунь был твердым. Стилист (назовем его так) в индийской бане делал из него пену и мыл головы клиентов. Постепенно закреплялась и привычка жить с чистыми волосами, и слово «шампунь» в языке.
Ханс и черная голова
Через 75 лет другой лондонец, Кейси Херберт, придумал средство для мытья головы, которое он уже и назвал Shampoo. Порошок из мыльной крошки и измельченных сухих трав продавался в пакетиках, стоил недорого, а перед применением его надо было просто развести водой.
В 1903 году в Берлине в небольшую лавку «Краски, лекарства, духи» зашла покупательница и рассказала приятному владельцу, который как раз стоял за прилавком: «Представляете, Ханс, была я в Лондоне, и там продают такие порошки в пакетиках для мытья головы. Чего только не придумают! Хорошие порошки, кстати, только пахнут странно на наш немецкий вкус».
Ханс — по образованию, кстати, химик — посидел-посидел в лаборатории да и придумал свой порошок-шампунь с запахом фиалки. Он был отличным специалистом и прекрасным бизнесменом, поэтому запатентовал изобретение и придумал логотип. Его фамилия — Schwarzkopf — означает «черная голова», и уже в 1905 году пакетик с черной головой можно было найти в любой аптеке, в том числе в Петербурге.
Так появилась первая косметическая компания Германии. Рецепт шампуня постоянно дорабатывали, экспериментировали с добавками: пантенол, миндальное масло, ромашка, яичные желтки.
В 1927 году в компании Schwarzkopf выпустили первую жидкую вариацию шампуня — он сильнее пенился и лучше промывал голову. Но главный косметический прорыв произошел в 1933 году — Schwarzkopf выпустил Onalcali, первый бесщелочной шампунь, дедушку всех современных шампуней. С тех пор мы и моем шампунем головы, никакой зубной боли. Зола и бензин вышли из чата.
Фото: Getty Images
ЛЮДИ
ИСТОРИИ
70 тысяч только на косметику? Честный рассказ бьютиголика о любви к флаконам и покупкам
ЛЮДИ
БИЗНЕС
От простого гребня до Superbrush. Как щетка бренда Jäneke стала такой популярной
ЛЮДИ
ИСТОРИИ
«Человек, раздушенный этой гадостью, походит на чуму». Какие духи любили и презирали русские писатели и их герои