«Не любил он меня никогда». Что вспоминали самые известные советские красавицы
Воспоминания красавиц — это не просто истории жизней. В каждой такой книжке спрятана разгадка вечного «что такого особенного в ней было, почему она так выделялась из ряда других женщин?» У каждой было что-то свое: беспредельная свобода, королевское достоинство, сила, любовь.
Мы собрали небольшую книжную полку с такими мемуарами — с удовольствием читаем сами и с чистой совестью рекомендуем вам.
Лиля Брик «Пристрастные рассказы»
![«Пристрастные рассказы»](https://image.flacon-magazine.com/i/I/InSXgTXSfv/380.png)
«Она была хороша собой, соблазнительна, знала секреты обольщения, умела заинтересовать разговором, восхитительно одевалась, была умна, знаменита и независима. Если ей нравился мужчина и она хотела завести с ним роман — особого труда для нее это не представляло», — завистливо писали современницы.
Сама Лиля говорила, что это очень просто: «Сначала надо доказать, что у вас красивая душа. Потом — что он гений и, кроме вас, этого никто не понимает. А уж остальное доделает красивое нижнее белье и элегантная обувь».
В «Пристрастные рассказы» вошли воспоминания, дневники и письма Лили Брик ее главным мужчинам — мужу и поэту Владимиру Маяковскому. В своих воспоминаниях она такая, как была: с «раскованным поведением и вольными взглядами», любовью к поэзии и красивой одежде, свободная и местами безжалостная:
— Знал ли Маяковский о ваших романах?
— Знал.
— Как он реагировал?
— Молчал.
Книга отлично написана. Пособие для каждой красивой женщины, которая живет как хочет, а не как надо.
Лидия Вертинская «Синяя птица любви»
![«Синяя птица любви»](https://image.flacon-magazine.com/i/w/w0gi7ERDDp/380.png)
«Он называл себя „кавказским пленником“, ему очень нравилось, что я наполовину грузинка, потому что он всегда любил грузин. Он спросил меня, как меня называют грузины. Я ответила: „Лила“. Александр Николаевич улыбнулся: „Как чудесно. Я буду звать тебя Лилой, а ты будешь звать меня Сандро“».
Эти воспоминания — история любви с первого взгляда и до последнего дня. Как у любвеобильного стареющего артиста, богемного осколка Серебряного века и юной выпускницы монастырской школы, первой красавицы русской диаспоры в Харбине вышла такая счастливая жизнь? Как им это удалось?
Книжка это объясняет — и любовными письмами, и уже семейной перепиской с множеством бытовых подробностей: дорогие покупки и диеты, беспокойство о дочках, угощения, знакомства, овации и премии. Это свидетельство жизни советской артистической элиты, это история очень красивой женщины, которая жила своим мужчиной.
Элина Быстрицкая «Долгое эхо любви»
![«Долгое эхо любви»](https://image.flacon-magazine.com/i/y/yS8ZGG2HDN/380.png)
«"Комсомольская правда» попросила читателей составить список 100 самых красивых женщин XX столетия. Первое место большинство читателей отдали мне. Далее шли Ирина Алферова, Анастасия Вертинская, Алла Ларионова, Людмила Хитяева. И лишь во второй пятерке значились звезды западного кино: Мэрилин Монро, Брижит Бардо, Мишель Морган и другие очаровательные женщины, покорившие мир красотой», — с этого актриса Элина Быстрицкая начала свою книгу.
«Долгое эхо любви» интересно читать именно как историю актрисы. Съемки, роли, звездные партнеры, удивительные встречи и, конечно, вот это: «как стать артисткой, если сама судьба против этого». Ты такая красивая, но характер у тебя непростой, и жизнь тоже непростая.
Людмила Гурченко «Аплодисменты»
![«Аплодисменты»](https://image.flacon-magazine.com/i/B/Bk0NGtCuwO/380.png)
»… Однажды на лекции по актерскому мастерству наш мастер задал нам такой вопрос: «Как по-вашему, что такое женщина?» Когда до меня дошла очередь, я со знанием дела сказала: «Женщина — это молодость и красота». Учитель стал жестким. По скулам забегали тени. Мы притихли. «Женщина, дорогие мои, это МАТЬ». <…> Меня это открытие разочаровало. Нет, женщина — это шляпы, перья, бантики и поклонники в черных костюмах», — пишет Людмила Гурченко.
Ее «Аплодисменты» о том, как трудно быть самой яркой, самой красивой и всегда молодой, как дорого приходится за это платить, но по-другому уже не можешь: «Как же я была наивна, если думала, что смогу жить как все. После того как человек побывал в космосе, он уже на всю жизнь космонавт».
При росте 173 см она никогда не весила больше 60 кг и на всю жизнь сохранила талию 48 см. Истязала себя и правда как космонавт: только правильное питание и никаких углеводов после полудня, алкоголь — нет, сигареты — нет, любая еда красиво сервируется, потому что «ешь котлету — сама как котлета».
Она билась со старостью не на жизнь, а на смерть. И что взамен? Взамен аплодисменты: на нее и в 75 лет все смотрели с восхищением. Мы считаем, что это одна из лучших автобиографий, написанных актрисами. Безжалостно к себе и очень, очень круто.
Алла Демидова «Ностальгия — это память»
![«Ностальгия – это память»](https://image.flacon-magazine.com/i/G/GEN1ZRMM0e/380.png)
Алла Демидова — «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис», загадочная, замкнутая и всеми уважаемая интеллектуалка. «В России она стала почти мифом, образом великой актрисы, неуловимой кометой», — пишут зарубежные журналы. Главным для Аллы всегда было человеческое достоинство, и она сохранила его и в театре, и в жизни.
Когда вышел фильм «Зимняя вишня», в котором ее муж, сценарист Владимир Валуцкий, рассказал историю своего романа с малоизвестной актрисой, Алла не снизошла даже до выяснения отношений, не зря рецензенты писали про нее: «Императрица».
Люди, которые хорошо знают Аллу Демидову, говорили, что она как будто бы достроила, доиграла в жизни образ великой актрисы, женщины, к которой невозможно относиться без огромного уважения. Нам кажется, что из одной ее книги, «Ностальгия — это память», понятно, как она это сделала.
Это ни в коем случае не практическое руководство «Как быть королевой», но это подлинные истории из жизни женщины с самыми высокими человеческими стандартами. Книжка построена по принципу «Я и…»: Алла и Булат Окуджава, Алла и Фаина Раневская, Алла и Андрей Тарковский, Алла и Лариса Шепитько.
Она общается с гениями на равных, ей интересно все вокруг, и мы читаем эти мемуары, как будто проживая еще одну жизнь, наполненную яркими людьми и крутыми творческими проектами. Никаких романов, никаких мужчин — королевы о таком не говорят.
Марина Влади «Владимир, или Прерванный полет»
![«Владимир, или Прерванный полет»](https://image.flacon-magazine.com/i/h/hAROe1uV6R/380.png)
«Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь — ты смотришь на меня: „Наконец-то я встретил вас“».
История любви двух звезд, бестселлер, love story, драма. Марина Влади рассказывает, как Высоцкий любил ее, как она любила Высоцкого и как это все бессмысленно, когда имеешь дело с химической зависимостью. Марина честно рассказывает, как ей было тяжело, и поразительно, что все это время она светилась от улыбки. Кстати, Алла Демидова вспоминала, как в самые трудные дни Марина пришла на встречу, улыбаясь и сияя: «Марина, с какой стати?»
Влади сказала, что всегда надо держать лицо: «Знаешь, это только вы, советские, несете свое горе перед собой, как золотой горшок. Но если идешь в ресторан — надо веселиться». Воспоминания Марины Влади можно читать еще и с этой точки зрения — женщины, которая всегда оставалась безупречно светской.
Нонна Мордюкова «Не плачь, казачка»
![«Не плачь, казачка!»](https://image.flacon-magazine.com/i/y/yZfHAn6cQA/380.png)
В своей книжке Нона Мордюкова рассказывает все как было, не старается казаться лучше и счастливее. Спокойно признается, что первый муж, актер Вячеслав Тихонов, никогда ее не любил и в отношениях творил просто какую-то дичь: «…Как-то разболелась я, крутилась на тахте. Муж играл в шахматы с моей подругой. Я старалась давить в себе боль… Он никогда не верил, что у меня что-то болит…
— А что, если стонать, легче становится? — не повернув ко мне лица, спросил он.
— Зойка! — закричала я, не в силах терпеть. — Вызывай скорую!
Подруга кинулась к телефону, а муж смотрел на меня с раздражением… Я поняла, что так и должно быть, — не любил он меня никогда. И все же, как в палату поместили, думала, что он тут где-то, в больнице, переживает. Куда там! Не было его».
В молодости актриса была очень красивой, «ничего собой, липли всякие». Но долго жила в нелюбви: разводиться было не принято, и ее мама говорила, что нельзя этого делать: «Ой, дочка, не бросай его! Он домашний. Никогда семью не оставит. Смотри, как бы одной не пришлось жизнь коротать, а он — судьба твоя». Пока не умерла мама, Нонна так и мучилась с Тихоновым. Читать книгу больно, но надо — как минимум для профилактики и экономии на психотерапевте.
Ирина Мирошниченко «Расскажу…»
![«Расскажу...»](https://image.flacon-magazine.com/i/e/eLHOJuWZa2/380.png)
У Ирины не было литературного таланта, как у Аллы Демидовой, или ощущения миссии, как у Гурченко. Она и правда пишет, как будто рассказывает, и самое классное в этом рассказе — подробности советской жизни.
Вот у нее, студентки, есть честный рубль в день, 90 копеек она тратит на такси, 5 — на пельмени и 5 — на жуткий столовский кофе из бака. Но когда получалось доехать на автобусе, красиво ела бульон в кафе «Артистик», «кайфовала и блаженно себя чувствовала актрисой, будущей пижонкой Ириной Мирошниченко».
Или ела десерт в «Национале», «потому что это центр Москвы, потому что за окном Кремль, потому что там самая вкусная еда и потрясающий старинный интерьер». Как ездила с Тарковским на гастроли в Бельгию и поразила журналистов джинсами и несоветским видом.
«Естественно, одевалась в то время у Славы Зайцева. У меня было очень много от него туалетов. Поскольку фигура позволяла, я просто брала у него модели. Конечно, что-то он давал мне напрокат, а что-то я покупала. По сегодняшним меркам это низкая цена, но по тем временам это было достаточно дорого, но очень красиво». Платья, поездки, смешные и трогательные ситуации, гениальные режиссеры, милые коллеги — кажется, эта женщина не жила, а пела песенку. Очень приятное чтение.
Фото: Shutterstock