5 книг воспоминаний, которые увлекательнее любого романа
Похоже, что в эти выходные нам придется провести дома больше времени, чем планировалось. Пока за окном идет майский снег, поудобнее устравиваемся на диване и начинаем увлекательное путешествие времени с помощью книг советских деятельниц искусства о знакомых, друзьях и любимых в самых разных городах России и Европы. Обещаем, скучно не будет. Невероятные сплетения их судеб вполне могли бы стать основой нового романа-эпопеи про XX век.
Олег Дорман, «Подстрочник»
Эта книга — как целый век, можете выбирать, читать или смотреть, потому что «Подстрочник» был создан на основе документального фильма Олега Дормана о Лилиане Лунгиной, легендарной переводчице и филологе.
Объемное повествование читается на одном дыхании, известные и не очень люди становятся все твоими друзьями, а взгляд Лунгиной на жизнь, ее рефлексия и оптимизм помогают в любые времена.
Ирина Одоевцева, «На берегах Невы. На берегах Сены»
Красавица, поэтесса, прозаик, человек, судьба которого была с большим число потрясений и поворотов, чем мог бы придумать любой современный сценарист.
Но пишет она не столько о себе, сколько о людях, которых она видела, знала, любила или нет в двух реальностях, в которых она жила, до революции в России, после — во Франции. Гиппиус и Мережковский, Бунин и Мандельштам, Гумилев и Цветаева, еще десятки имен. В конце жизни Одоевцева вернется в СССР.
Нина Берберова, «Курсив мой»
Поэтесса, прозаик, жена Ходасевича. О том, насколько воспоминания Нины Берберовой документальны, специалисты спорят до сих пор, где там правда, а где то, что кажется, что вспомнилось или даже было придумано специально.
Но это абсолютно неважно — будем считать это художественно-документальным произведением, где будет много самой Берберовой («Я пишу сагу о самой себе»), тонких и язвительных замечаний, снова всем знакомых имен и вся история XX века.
Галина Кузнецова, «Грасский дневник»
Имя этой писательницы не так известно, скорее ее знают, как последнюю музу Бунина, женщину, прожившую семь лет вместе с ним и его женой в Грассе.
Ту самую, что умоляла его купить первое радио, записывала его произведения, сопровождала вместе с женой в Стокгольм — получить ту самую Нобелевскую, которую так долго ждали. Ее короткий дневник — здесь не будет века — тоже отличное свидетельство эпохи и людей.
Надежда Мандельштам, «Воспоминания» и «Вторая книга»
Книга, которая в свое время вызвала чуть ли не скандалы — искренняя, эмоциональная и без стеснения, эти мемуары были без самоцензуры.
Резкие характеристики всем известных людей, признания, любовные драмы, обвинения. Об этой книге спорят до сих пор те, кто неравнодушен, но факт есть факт — не прочесть не получится.
Фото: Shutterstock