Большая история причесок. Парики египтян, аскетизм Средневековья, гейши и не только
Кто придумал выстригать челку, осветлять волосы, делать локоны, носить накладки и плести косы? Почему женщины веками прятали прически под платки? Как вышло, что греческий узел возвращается в моду раз в несколько веков? Вы спрашиваете — мы рассказываем.
Древность: челки, осветление, парики, греческий узел
Основные парикмахерские технологии разработали древние египтяне, но все это — завивки, укладки, стрижки — применяли не на натуральных волосах, а на париках. Парики из волос, шерсти и шелковых ниток были must have для каждого свободного жителя Древнего Египта. Головы под них брили, это спасало и от вшей, и от злого солнца.
Фараоны носили большие замысловатые конструкции с косами или локонами, уложенными в горизонтальные ряды. Завивали парики мокрым способом: деревянные палочки фиксировали грязью, она высыхала, отваливалась — кудри готовы.
Мужчины простого звания ходили в небольших строгих париках в форме трапеции или шара — да, геометрические прически придумали задолго до Видала Сассуна. У женщин в моде был парик-шлем с пробором, плоским верхом и челкой на весь лоб. Детям просто брили головы, оставляя длинную прядь на левом виске — ее завивали, заплетали, украшали лентами и перьями.
Древние греки тоже сделали важный вклад в развитие парикмахерского искусства — они придумали осветление волос. Богини в греческих мифах златокудрые, Афродита вообще блондинка, а волосы у граждан Эллады были прямые и очень темные.
Божественная красота требовала жертв: женщины осветляли волосы специальными щелочными составами, посыпали голову рисовой мукой или золотым порошком, но это для самых важных светских выходов, например на праздник в честь Артемиды.
В Древней Греции парикмахерское дело было уже искусством. Волосы завивали по самой передовой в то время технологии, щипцами каламис (металлические стержни-щипцы, прообраз уже так знакомой нам плойки), а рабов-парикмахеров называли каламистрами.
Интересно, что женщины Древней Греции, даже гетеры, носили простые прически — в разных вариантах, но обычно это был конусообразный пучок, который потом назовут греческий узел. А вот мужчины! Чего стоил один «бант Аполлона» — длинные пряди, завитые и замысловато уложенные надо лбом.
Суровые римляне долгое время игнорировали греческую моду. Мужчины носили скрепные стрижки длиной до мочки уха с челками до бровей. Но ближе к закату империи патриции наплевали на аскетизм, начали носить парики, вертеть из волос банты Аполлона, и, кстати, это они первыми стали маскировать лысины накладками. Все мужские прически во времена Римской империи делали только на завитые волосы.
Римские матроны тоже долгое время просто разделяли волосы пробором и собирали их в величественные низкие узлы. Осветлять волосы запрещалось законом. Потом в Рим все-таки пробралась мода на греческий узел, правда у римлянок он был тяжелым, плотным и не нарядным. Но все же это был первый шаг к разнообразию, со временем прически стали изысканнее и сложнее.
Обычные женщины равнялись на императриц, которые укладывали волосы по-разному несколько раз в день.
Так, Агриппина Младшая, мать императора Нерона, завивала челку и укладывала локоны в симметричные горизонтальные ряды по бокам головы, ее сноха Поппея Сабина носила тутулус — волосы, уложенные на каркас, Ливия Друзилла обожала нодус — прическу с валиком на лбу и пучком на затылке.
Для высоких каркасных причесок требовалось много волос — так в моду вошли накладки. Самым ценным украшением прически считался жемчуг, но римлянкам казалось, что на темных волосах он выглядит грубо. Так мода впервые победила закон — матроны начали осветляться.
В это время на нашей планете было еще одно место, где женщины смело экспериментировали с волосами, — Япония. Даже самые простые и бедные японки делали высокие прически в нескольких ярусов, подкладывая в волосы подушечки и овальные гребни, на которые наматывали пряди волос.
Один ярус прически от другого отделяли шарфом, волосы для блеска покрывали растительным маслом. На ночь японки клали головы на специальные подставки, а прически оставались на весу. Гейши укладывали волосы по-особому, открывая шею, украшая прически зонтиками и цветами. Причесываться по-другому им запрещалось.
Многое из этого сейчас кажется дикостью, но все же человечество обладало серьезным парикмахерским опытом.
Средневековье: платки и косы
Но про весь этот опыт пришлось надолго забыть. Европейская культура и мода определялись христианской церковью — не разгуляешься. За красоту, сексуальность и свободомыслие могли отправить на костер, волосы прятали под покрывало или горж — головной убор в виде трубы.
В позднем Средневековье в Европе целый век держалась мода на «рыцарские косы»: их плели в три, четыре, пять прядей прямо от висков или от макушки. Их сменили улитки — волосы, закрученные над ушами и уложенные в красивые сетки. Сверху их прикрывали темплетами — страшно модным украшением в форме двух полусфер или щитков на обруче, к которому крепилось покрывало.
Все волосы были по-прежнему спрятаны, но на лбу полукругом выкладывалась маленькая косичка — Возрождение было не за горами. Мужчины стригли головы по-пейзански, в шлем, с густыми челками на лбу. Рыцари отращивали волосы, чтобы было как у Христа на иконах.
Крестоносцам во время походов стричься не полагалось вообще. Монахи и священники выстригали на темени тонзуру, маленький круг, и прикрывали ее такой же маленькой шапочкой.
Не менее суровыми были и традиции восточных славян. В Киевской Руси мужчины стриглись буквально под горшок: надевали на голову и состригали волосы, которые из-под него торчали, а князья брили головы, оставляя одну длинную прядь.
Девушки носили косу, замужние женщины прятали волосы под платок. Выйти без платка считалось страшным позором, признаком чудовищной аморальности: это из Древней Руси пришло выражение «опростоволоситься» — открыть волосы.
Возрождение: «Клянусь своими волосами!»
В Италии Возрождение наступило раньше, чем в остальной Европе, и самое интересное в парикмахерской моде происходило здесь.
В Германии, Франции и России женщины еще прятали волосы под покрывала, а во Флоренции уже плели знаменитую флорентийскую косу: волосы зачесывали на щеки полукругами, на затылке заплетали, перевязывали шнурами и бусами, укладывали в красивый футляр с кисточкой. С обеих сторон лица свободно свисали локоны.
Итальянские прически делали из густых волос, а они были не у всех — в моду вернулись накладки и шиньоны. В Германии в это время волосы были важной социальной ценностью. Если женщина в суде давала присягу, она наматывала косу на руку и говорила: «Клянусь своими волосами!»
Ближе к XVI веку из Испании пришла мода на высокие прически, каркасы, валики, шиньоны и темный цвет волос. Во Франции Маргарита Наваррская ввела в моду прическу «ля тур», башни из волос поднимали в высокую конструкцию на каркасе и плотно унизывали драгоценностями.
При дворе Марии Медичи очень модной была прическа «ракета» — завитые волосы, уложенные в конус. Современное нам значение слова «ракета» появилось только через несколько веков. Мария Медичи, кстати, первой стала делать себе короткую детскую челку «гарсетт» из маленьких завитков.
Барокко: прическа «фрегат», каркасы и накладки
Высокие конструкции из волос стали продолжением моды на высокие воротники, и когда упростились наряды, то и прически стали естественнее.
Во Франции при дворе Людовика XIV дамы любого возраста носили распущенные по плечам локоны, перевязанные лентой «аль анфан» («по-детски»), а в начале ХVIII века француженки начинают равняться на строгих англичанок, укладывать волосы на макушке в раковины.
Мода на эту прическу держалась долго, но ее силуэт менялся, становился яйцевидным, причем «яйцо» из волос в высоту могло достигать полуметра.
Парикмахер, или, как тогда говорили, куафер Людовика XV мэтр Легро открыл в Париже первую академию парикмахерского искусства, ее выпускники сделали Францию столицей мировой моды. В 1780 году Леонар Отьё по прозвищу Боляр («великолепный»), куафер Марии-Антуанетты, создал шедевр из волос королевы — высокую сложную прическу с драгоценностями, перьями и волнами шифона.
Потом такие прически украшали растениями, цветами, чучелами птичек, а в честь победы Франции в морском бою — моделью военного корабля (знаменитая прическа «фрегат»). Боляр придумал специальный механизм, который сжимал прическу, когда дама садилась в карету.
Новое время: возвращение греческого узла и короткие стрижки
Французская революция отменила вычурные прически. Главные модные инфлюенсеры в это время не королевы, а интеллектуалки, хозяйки салонов, светские львицы, например писательница мадам Рекамье.
В моде античность и греческий узел, а в самом начале позапрошлого века на пике моды впервые оказалась андрогинная стрижка «а-ля Тит». Два года мужчины и женщины стриглись одинаково коротко на затылке, оставляя на макушке более длинные пряди.
В XIX веке парикмахерское искусство развивалось, как никогда раньше: разрабатывались новые технологии, появлялись великие мастера, например Марсель Грато, который изобрел щипцы для завивки и прическу «марсельская волна». Челки вышли из моды, но колоссальное значение приобрели проборы: прямые и зигзагообразные, в центре головы или сбоку.
Без челок дамские прически стали строже — все просто укладывали корону из кос на затылке или пучки из локонов над ушами. Потом в моду вернулись романтизм и облака волос вместо строгих пучков. Позапрошлое столетие показало цикличность парикмахерской моды в полную силу — весь век женщин бросало от строгих причесок к сложным и кокетливым.
В начале ХХ века Шарль Нестле изобрел шестимесячную завивку, в каждом городе открывались десятки салонов. Потом началась Первая мировая война, и женщины впервые стали массово отказываться и от длинных волос, и от старых социальных ролей.
Короткие прически очень быстро распространились по всей Европе, особенно во Франции, Германии и России. Наступит время флэпперов, оперная певица Мэри Гарден опубликует в Pictorial Review манифест «Зачем я постриглась», а что было дальше, мы рассказывали в нашем сериале.
Фото обложки: wikimedia.org