«Хочу привиться, нo боюсь». Все о вакцине от вируса паппиломы человка
В России если женщина репродуктивного возраста слышит диагноз рак, с наибольшей вероятностью это будет именно рак шейки матки. Хорошая новость: наука знает, как его предотвратить. Не так давно ВОЗ представила общемировую стратегию по борьбе с заболеванием, которая в следующие 30 лет должна не допустить более 5 миллионов смертей среди женщин.
План ВОЗ звучит так: вакцинация, скрининг и лечение. Первый шаг мы должны сделать самостоятельно, так как в России прививка от ВПЧ пока не входит в национальный календарь прививок. Но обо всем по порядку.
У меня папилломы — значит, я в группе риска по раку?
Известно, что основной причиной развития рака шейки матки является вирус папилломы человека (ВПЧ). В этот момент все, у кого есть папилломы или бородавки, обычно пугаются: «Теперь я в группе риска по раку?» Нет. Вирусов папилломы человека много — и все они очень разные.
- Низкоканцерогенные типы. Они являются причиной доброкачественных разрастаний вроде кондилом и папиллом. Самые известные из этой группы — 6-й и 11-й типы, которые вызывают аногенитальные или, как их еще называют, венерические бородавки. Связи между этими типами ВПЧ и раком шейки матки нет.
- ВПЧ высокого канцерогенного риска. Примерно 15–20% случаев инфицирования этими типами вируса приводят к предраковым изменениям, а также вызывают рак шейки матки, заднего прохода, вульвы и влагалища, а также полового члена у мужчин.
70% случаев РШМ вызваны 16-м и 18-м типами. Они самые частые и агрессивные. Остальные 12 типов (31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59, 66, 68) встречаются редко и ответственны за 30% случаев появления предраковых изменений и рака шейки матки.
Марина Савкина, ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора: «Около 80% населения в течение жизни инфицируются ВПЧ. Но в первые один-два года после заражения организм 80–90% людей самостоятельно справляется с вирусом.
Поэтому, если ВПЧ выявлен в первые годы после начала половой жизни, делать с ним ничего не нужно. Молодой здоровый организм способен сам быстро справиться с инфекцией. То есть если врач не видит на шейке матки никаких изменений и результат цитологии хороший, повода беспокоиться нет.
Просто пересдайте анализы через три-пять лет». Но если один и тот же тип ВПЧ присутствует в организме более двух лет, вероятность предраковых изменений повышается.
Как определить, что у меня ВПЧ и какой у него тип?
Выявить ВПЧ высокого онкогенного риска, определить его вирусную нагрузку и обнаружить патологические изменения слизистой шейки матки при помощи цитологического исследования позволяет комплексное исследование — ВПЧ-ПАП-тест.
Врачи настаивают, что женщины от 30 до 65 лет должны проходить такой тест каждые пять лет, женщины до 30-летнего возраста каждые три года должны сдавать ПАП-тест.
Михаил Лебедев, ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора: «Регулярное обследование (цервикальный скрининг) и вакцинация являются двумя самостоятельными и очень важными стратегиями борьбы с раком шейки матки и должны использоваться совместно».
Выявленный на раннем этапе РШМ отлично поддается лечению. Более того, от состояния нормы до развития рака проходит несколько промежуточных стадий, каждую из которых тоже можно вылечить. Главное, вовремя обнаружить проблему. Поэтому скрининг — важный пункт в борьбе с заболеванием.
Прививка от ВПЧ: где, кому и когда
Исследования показывают, что повсеместная вакцинация и регулярный скрининг каждые три года могут снизить смертность от рака шейки матки примерно на 94%.
Во многих странах прививка от ВПЧ входит в национальный календарь профилактических прививок. В России пока прививаются только информированные и сознательные: в Москве можно привиться бесплатно в городской поликлинике, а в регионах она пока есть не везде, уточните у врача.
На данный момент у нас зарегистрированы две вакцины: «Гардасил» и «Церварикс». Первая применяется с 2006 года и защищает от четырех типов ВПЧ — высокоонкогенных 16-го и 18-го и низкоонкогенных, но очень часто встречающихся 6-го и 11-го.
«Церварикс» защищает только от двух типов — 16-го и 18-го. Вакцинироваться можно с девяти лет. В идеале это нужно сделать до начала половой жизни. При этом вступление в половую жизнь не является противопоказанием.
Марина Савкина говорит: «Женщины могут делать прививку до 45 лет, а мужчины — до 26. Обе вакцины защищают от самых распространенных типов ВПЧ, которые являются причиной 70% случаев рака шейки матки, а „Церварикс“ еще защищает и от появления аногенитальных кондилом».
Кстати, ВПЧ-тестирование до вакцинации проводить не нужно. Более того, оно не рекомендовано, потому что даже если вы инфицированы, прививаться все равно можно. Важно понимать, что прививка не защищает от других типов ВПЧ, в том числе ответственных за 30% случаев развития рака шейки матки, поэтому вакцинация — не панацея.
Зачем эту прививку делают мужчинам?
Да, прививку нужно делать не только женщинам, но и мужчинам. По словам врача-дерматолога Марины Савкиной, мальчиков вакцина защищает от появления кондилом («Гардасил»).
Это бородавки, которые располагаются в аногенитальной области: промежности, прямой кишке, на половых органах. Также не нужно забывать, что ВПЧ может вызвать рак прямой кишки (при анальном сексе) и может иметь отношение к раку полового члена.
Распространенность ВПЧ-инфекции среди мужчин примерно равна распространенности среди женщин. Михаил Лебедев говорит, что «инфицированный мужчина, являясь резервуаром инфекции, может способствовать более высокому риску передачи вируса женщине».
Если у вас нет постоянного полового партнера, то наилучший способ защиты — презерватив, но и он не на 100% защищает от вируса, так как ВПЧ передается не только половым путем. Среди способов передачи между взрослыми людьми — бытовой (тактильный контакт) и через слизистые оболочки и микротрещины в коже.
Прививка и фертильность
Противники вакцинации аргументируют свою позицию тем, что прививка сказывается на фертильности женщин и приводит к преждевременной менопаузе. На деле такой связи нет. Как и ни одного авторитетного исследования, которое могло бы подтвердить этот страх.
«Более того, есть статистика, показывающая, что за годы использования вакцин от ВПЧ ни в одном из регионов и стран, где проводилась вакцинация, не было снижения рождаемости или проблем с зачатием. В составе вакцин нет ни одного ингредиента, который мог бы отрицательно повлиять на репродуктивную функцию», — подтверждает Михаил Лебедев.
У вас еще остались сомнения? У нас — нет.