Чего вам никогда не скажет хороший гинеколог [но регулярно говорят плохие]
Как самый важный и близкий врач для женщины, гинеколог должен быть максимально деликатным, честным и квалифицированным. Но, увы, такой мэтч происходит не всегда. Рассказываем, какие красные флажки могут просигналить о том, что надо срочно искать нового специалиста.
Займись сексом — полезно для здоровья
«Отсутствие регулярной половой жизни никакого влияния на репродуктивное здоровье не оказывает. Секс — это не потребность, как вода, еда, воздух или сон. Есть люди, которым из-за особенности половой конституции секс вообще не нужен, — что нормально.
И болеют они не чаще, чем другие особи в популяции. Тем более ни в коем случае нельзя списывать тревожные симптомы вроде нерегулярного цикла или болей в животе на отсутствие половой жизни, это прежде всего повод обратиться за адекватной медицинской помощью».
Часики тикают, пора рожать!
«Рожать или нет — личное дело каждой женщины, и никто не имеет права в такие решения вмешиваться. Если гинеколог и должен спрашивать про планирование беременности, то только с той целью, чтобы при положительном ответе дать рекомендации.
Есть категории пациентов с низким овариальным резервом или стремительно приближающимся преждевременным климаксом, и если они планируют беременность, вопрос реализации фертильной функции может стоять крайне остро. Тогда мы с пациенткой определяем план дальнейших действий — самостоятельное планирование или криоконсервация (заморозка) яйцеклеток. На этом все, никаких личных советов, только медицинские».
Не можешь забеременеть? А не надо было аборт делать/противозачаточные пить/внутриматочную спираль ставить…
«Ни одни гормональные контрацептивы, которые доступны в настоящее время, будь то таблетки, спирали или импланты, не вызывают бесплодия. Механизм действия гормональных контрацептивов заключается в подавлении овуляции, за счет чего не наступает беременность.
После отмены препаратов и фертильность, и овуляция полностью восстанавливаются.
Аборт сам по себе не вызывает бесплодия. Но если у женщины был инструментальный аборт, осложненный, например, инфекцией, то это действительно может привести в последующем к проблемам с зачатием.
В этом смысле медикаментозное прерывание беременности гораздо безопаснее. Впрочем, в любом случае перед процедурой прерывания пациентка проходит обследование, чтобы исключить и минимизировать любые осложнения.
А вот настоящих причин бесплодия достаточно много. Это могут быть и инфекционно-воспалительные заболевания, эндометриоз, эндокринные заболевания, сопровождающиеся нарушением овуляции, проблемы могут быть в матке, маточных трубах, в яичниках. Не стоит забывать и о мужском факторе».
Сохранить резерв яйцеклеток поможет беспрерывный прием КОК
«У меня была пациентка с множественной миомой матки, и кто-то из гинекологов посоветовал ей пить оральные контрацептивы, чтобы таким образом сохранить овариальный резерв, — женщина не планировала забеременеть в ближайшее время.
Но, во-первых, невозможно сохранить яйцеклетки, просто прервав месячные, это так не работает. Вот исследование. Во-вторых, беспрерывный прием комбинированных оральных контрацептивов без надзора врача может неблагоприятно сказаться на здоровье женщины, а в случае этой пациентки — на самой миоме».
Эрозия шейки матки? Нужно срочно прижигать!
«Эрозию шейки матки (дефект слизистой оболочки) сегодня называют эктопией. Вместе с названием поменялось и отношение к этой проблеме. Мы ее не лечим, мы ее наблюдаем.
В большинстве случаев прижигание только затрудняет диагностику. Рассмотреть вариант прижигания можно разве что в том случае, если на фоне эктопии у пациентки отмечаются обильные выделения, которые снижают качество жизни».
Не можешь забеременеть? Смени мужчину
«Ни такие, ни любые другие советы, касающиеся личной жизни пациента, не должны звучать в кабинете гинеколога. Это непрофессионально и просто неуместно.
Настоящий врач должен быть толерантен и не пытаться навязывать пациентам свое мировоззрение, осуждать сексуальные практики, критиковать внешность или сексуальную ориентацию. Учить взрослого человека, как и с кем ему жить, — не задача врача. Пациент, который пришел за помощью, не должен получать осуждение».