«Художник не оценивает тебя, как общество»: история московской натурщицы
Кира Волкова — натурщица из Москвы, которая позирует как для академического рисунка, так и для набросков. На ее счету часы «статики» в студиях, школах и академиях — это когда нужно принять позу и выдержать ее на протяжении долгого времени.
Мы попросили Киру ответить на вопросы о своей профессии, а еще о красоте, отношениях с художниками и даже о том, от чего у натурщиков может подгорать. Дальше — прямая речь.
Я работаю актрисой
Важно разграничить, что бывают разные натурщицы: есть длительные постановки, где нужно позировать, а есть наброски, когда модель сама выбирает позы в зависимости от тайминга.
В первом случае это жесткие рамки, когда модель должна выстоять 3 часа в одной позе (за несколько дней набегает и 10 часов). Тут мало пространства для самовыражения — модель справляется с тем, что от нее требует художник.
В случае набросков модель может сама выбирать позу и диктовать настроение. Это тоже достаточно сложный режим: нужно транслировать настроение, лично я вкладываю определенные переживания и события жизни в пластику тела, иногда стою на подиуме как на сцене, это похоже на актерство.
Художник смотрит сквозь тебя
Стать натурщицей я решила достаточно случайно. Я, в принципе, такой человек, который любит пробовать новое. Поэтому я подала заявку, которую нашла на сайте «Простой школы», и забыла об этом. Потом мне написали, и я пошла.
Я сразу легко приняла, что на набросках нужно быть обнаженной. Во время позирования нет смущения, потому что у художников нет к тебе личного отношения. Они смотрят на твое тело через призму своих задач, их взгляд направлен не на тебя, он смотрит сквозь.
И уж тем более художник не оценивает тебя в привычном обществу понимании. Я думаю, они даже не успевают подумать о твоем теле или внешности — у них есть только то, что им нужно изобразить. В этом мало эротики.
В моей практике был только один случай, когда я засмущалась во время позирования. Я почувствовала во взгляде художника некий «надрыв», взгляд, в котором есть какое-то желание по отношению к моему телу. Я никогда такого не замечала, поэтому немного испугалась.
Но, когда был просмотр рисунков, сам художник поделился тем, что во время рисования он тоже почувствовал эту страсть, но не по отношению ко мне. Дело было в том, что он трепетно относится к своим работам, поэтому в процессе рисования он эмоционирует от того, что у него получается та задача, которую он себе поставил.
В моей практике никогда не нарушались границы между личным и академическим. Просто образ натурщицы достаточно романтизирован в культуре. В реальности художники сами сохраняют эту границу: когда вы выходите из творческого процесса, фидбэк может быть только по работе, но не более.
О красоте
Если у натурщицы (-ка) есть какая-либо индивидуальная черта (полнота, худоба, жилистость), художнику будет интересно передать это.
К внешности нет никаких требований.
Кстати, ограничений по татуировкам и пирсингу тоже нет. Исключение — академический рисунок.
Тело, в котором я живу
Выдерживать долгую «статику» — это не вопрос физической формы, на мой взгляд. Все зависит от состояния в голове. Потому что во время позирования остаешься только ты и тишина. Здесь важно подружиться с собой, чтобы научиться все это проживать.
Иногда я даже оставляю какие-то мысли на тот момент, когда буду позировать.
Это похоже на медитацию: ты стоишь 3 часа, размышляешь. Когда мысли есть, позировать легче, потому что фокус смещается с телесных переживаний на эмоциональные.
Но некая подготовка к позированию, конечно, нужна. Есть несколько вещей, которые мне помогают:
- Хороший сон;
- Плотный и полезный завтрак;
- Проветренное помещение.
Чаще всего я не разминаюсь даже во время долгих статичных поз. Если это 3 позы по 45 минут, вы просто подбираете с художниками элементы, которые ты можешь выстоять.
Обычно во время позирования ты думаешь, какое решение тебе принять: либо ты больше не двигаешь конечностями, и они затекают (тогда ты перестаешь их чувствовать), либо ты разминаешь их в процессе. Я предпочитаю первый вариант.
Ставка на музу
Сразу скажу, что вопрос оплаты для меня принципиальный. «Давай я порисую тебя за бесплатно» — такого предложения даже не поступало. Перед тем как начать работать, мы всегда обсуждаем цену. Это труд, и художники это понимают.
Ставка натурщиков в университетах Санкт-Петербурга начинается от 300 рублей в час. Но в Москве, конечно, выше: где-то 500 рублей в час. Если тебя дальше зовут позировать художники в частном порядке, я обычно повышаю ставку до 700 рублей в час — это стандартная рамка.
Подгорает от равнодушия
Когда я позировала в академии первый раз, я столкнулась с тем, что для меня невыносимо позировать в режиме, когда ты являешься каким-то фоновым аспектом, когда люди шумят, все внимание сосредоточено не на тебе.
Студенты могут болтать во время рисования, постоянно приходить и уходить, пока ты позируешь. То есть ты вовлекаешься в процесс на максимум, а художник не обращает на тебя внимания. Это сложно. Мне важен фидбэк.
Фото: личные архивы, коллаж: автор: Юлия Николаева, участница курса Кирилла Зимана