1. Люди
  2. Интервью
31 августа 2023

Накрасить 20 человек под проливным дождем. Честное интервью с театральным гримером

Наша героиня успела поработать в «Электротеатре», в Большом театре и театре «Модерн», она знает все про театральный грим и про трудности, с которыми сталкиваются гримеры. Мы спросили ее, что самое сложное в работе и еще чем театральный мейк отличается от нашего.
31 августа 2023
6 мин

Гример в театре — это и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец (мы думали иначе, поняли, что заблуждались). Почти буквально, ведь приходится не только красить 20 человек под проливным дождем, но и быстро самому создавать парики и усы перед спектаклями, а после можно помочь и при построении декораций.

О том, что на самом деле входит в обязанности гримера и как вообще успеть со всем этим справиться, мы поговорили с Марией Чекмаревой (@chekmarevaart), гримером «Электротеатра», Большого театра и театра «Модерн».

Мария Чекмарева
Театральный гример

Работа с балеринами и актерами

Так сложилось, что меня всегда больше тянуло к театру, поэтому я ни разу не работала в кино, только театральным гримером. Я работала на проектах с балеринами Ольгой Смирновой, Марией Виноградовой, с фотографом Чарльзом Томпсоном и Ольгой Томпсон для Axenoffjewellery.

Кроме того, мне удалось поработать с Анной Нетребко во время ее дебюта в Большом театре, а в «Модерне» — с Лолитой Милявской. И у меня есть опыт работы не только с простыми мейками, но и с изготовлением постижа (парики, бороды).

Сейчас я все еще работаю в Большом театре, но специализируюсь на работе, связанной с декорациями, напрямую работаю с художниками-постановщиками. Макияжи я продолжаю создавать и размещать на станицах в соцсетях, в том числе делаю различные образы и на себе.

Фото: Сергей Дьячков

В обычное от основной работы время я часто подрабатываю на фотосъемках. Это бывают и коммерческие съемки, и творческие. Различие в том, что в первом случае чаще всего нужен коммерческий макияж (его еще можно назвать «инстаграмным»*), во втором тебе дают полную свободу. Но и в том, и в другом случае я всегда получаю от работы удовольствие, мне нравится создавать что-то новое и необычное, подчеркивать красоту при помощи макияжа.

Меня часто вдохновляют работы других визажистов или гримеров, я могу подолгу сидеть в пинтересте и любоваться чужим творчеством. Смотрю на работы других, а потом воплощаю их, но уже со своим видением.

Помогают и фильмы с историческими костюмами и прическами (из последних, например, «Жанна Дюбарри») или же фантазийные (например, «Русалочка», которая недавно шла в кинотеатрах). Иногда для создания новых образов достаточно посмотреть сериал, так я вдохновлялась «Эйфорией» и «Уэнздей», послушать музыку, сходить на балет. Обожаю «Лебединое озеро».

Работа за еду

Иногда театральные гримеры сталкиваются с непростыми задачами. Один из сложнейших проектов, который мне запомнился, — это череда небольших перфомансов на открытом воздухе.

Тогда я только начинала работать, но при этом была единственным гримером для 20 актеров. Была отвратительная погода, временами шел дождь, из-за которого у артистов постоянно портился грим с прической, их приходилось постоянно поправлять.

Условия работы были ужасными, под вечер я в одной руке держала телефон с включенным фонариком, чтобы хоть что-то видеть, а другой гримировала актеров. Из-за дождя постоянно намокали материалы, так как мы буквально работали под открытым небом. К сожалению, времени поесть тоже не было, а гонорар заплатили совсем маленький.

Мне кажется, подобные истории есть абсолютно у всех гримеров. Особенно в начале пути, когда приходится работать буквально за еду.

Материалы, которые всегда под рукой

Я работаю с разными материалами, выбор всегда зависит от сложности образов. Во многих театрах гримерам раздают материалы для работы бесплатно. Это тона, палетки с тенями и румянами, профессиональный грим, аквагрим, карандаши для губ/глаз, средства для волос.

Если необходимо сделать просто вечерний макияж, то можно обойтись косметикой, которую используют для повседневной жизни. Если речь идет о более сложных образах, то очень часто используют театральный грим или аквагрим, специальный стойкий тон для более плотного и долговременного финиша.

Например, в Большом театре очень много продуктов фирмы Kryolan, которая специализируется на профессиональной косметике для театра, кино и ТВ. Кроме этого, в театрах в ходу искусственная кровь, наборы для создания шрамов, латексные лысины для имитации головы без волос. А гримеры используют постиж (бороды, усы, парики), часто готовя его сами.

Сколько времени уходит на грим

В театре гримеры не только занимаются макияжем, но и работают над созданием всего образа, включая прическу. Если это работа с солистами (говоря про Большой театр), то чаще всего на полный образ может уходить от получаса до полутора часов.

Все зависит от количества артистов, сложности и времени. Если это работа с артистами второго плана, то на одного человека не должно уходить более 15 минут. Все нужно успеть вовремя. Бывает, что за полтора часа нужно успеть сделать 20+ человек одному или двум гримерам.

Такой поток людей обычно бывает в крупных театрах, как Большой, ведь в спектакле всегда задействовано много людей. Времени не хватает, и нужно все делать четко и быстро.

В драматических театрах все намного спокойнее и нет такого ажиотажа. Например, во время моей работы в театре «Модерн» максимальное число актеров, которых я гримировала во время одного спектакля, было восемь.

Не стоит забывать, что в любом театре, если образ подразумевает использование парика, его необходимо заранее подготовить и сделать укладку или прическу. То же самое касается и бород с усами, их также нужно заранее готовить, а это всегда дополнительное время.

Макияжи и парики в балете и опере

Специфика работы в театре сильно отличает ее от работы других визажистов. Артисты находятся на сцене, на расстоянии, поэтому зритель не может увидеть их макияж и прическу так детально, как в кино, иногда они могут вообще «потеряться» на артисте.

Очень важно делать мейк ярче, а прическу — объемнее. Но зато в театре можно многое упрощать, не тратить время на детальное изготовление шрама или еще какого-либо спецэффекта, ведь зритель попросту не сможет все так детально рассмотреть.

Зависит выполнение грима и от театра. Например, в Большом театре (а это музыкальный театр) для оперы нужно делать все еще пышнее и красочнее, в балете все должно быть утонченным и минималистичным. Важно уметь делать идеальные плоские пучки для артисток балета. Парики в балете должны быть максимально закреплены к голове, ведь артисты всегда в движении.

Естественно, даже в балете используют большие напудренные парики, как, например, в спектакле «Щелкунчик». На них нужно особенно много времени.

Нужно уметь снимать стресс артиста и свой

Для работы с артистами необходимо не только иметь навыки гримера, но и обладать стрессоустойчивостью, особенно в критических ситуациях. Почти все артисты очень переживают перед выходом на сцену, что часто распространяется и на гримеров (особенно на новичков).

Во время спектакля могут быть очень быстрые переодевания, когда тебе нужно изменить прическу, грим артиста или сменить парик. Бывает, что у тебя всего пара минут на переодевание 5–7 человек (и все это в темном месте, где ты почти ничего не видишь).

Естественно, в такой момент может произойти все что угодно. Например, можно случайно сделать артисту больно шпилькой или невидимкой, а порой артист прибегает и ему срочно нужно поправить прическу, которая сильно растрепалась на сцене.

Бывает, что в самый напряженный момент работы у гримера может что-то упасть или сломаться (не раскрывается коробка со шпильками, молния в косметичке заела). В это время самое главное — собраться с мыслями и не поддаваться панике (которая, кстати уже по полной одолела артиста), сконцентрироваться и доделать свою работу.

Бывают и косяки, которые уже невозможно исправить. Например, прямо на сцене падает головной убор, разваливается прическа. Такое случается очень редко, но бывает даже у профессионалов. Я считаю, что это нормально, ведь все мы люди, а не роботы. Я долгое время была очень самокритична к себе и к своим косякам, но сейчас думаю, что нужно уметь относиться ко всему чуть проще.

*социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ.

Фото: личные архивы.

Комментарии
Вам будет интересно