11 августа 2023

Не история Барби. Почему стоит посмотреть фильм «Только ты и я»

В российский прокат выходит одна из французских лент Каннского фестиваля этого года — драма о том, как сложно бывает распознать насилие.
11 августа 2023
3 мин

Российский прокат становится все специфичнее, но мы стараемся не отчаиваться и продолжаем ходить в кино. Что выбираем? Например, французские фильмы.

Совсем недавно в прокат вышел прекрасный психологический триллер «Идеальная ложь», в главной роли которого снималась восходящая звезда Франции Ребекка Мардер (да, это именно она играла в «Моем преступлении» Озона), а сейчас на экраны выходит фильм — участник Каннского фестиваля этого года «Только ты и я» режиссерки Валери Донзелли, в главной роли в котором снялась блистательная Виржини Эфира.

Начнется все мило и романтично. Нормандия, море, вечеринки и танцы, мужчины, женщины, встречи, любовь. И вот недавно расставшаяся со своим партнером и ныне одинокая учительница Бланш, которую играет Эфира, встречает своего бывшего одноклассника Грега Лямуре (Мельвиль Пупо).

Бланш верит в любовь и хочет любви — и вот она уже вместе с Грегом сидит в машине, отправляющейся на другой конец Франции, в Мец. Прощай, море, солнце, любимая семья; здравствуйте, леса, дожди и… тут можно было бы добавить «одиночество», но у нас же счастливая история. И вот уже перед нами уютный дом, двое детей и прекрасная пара родителей — как на картинке, все идеально.

За идеальностью стоит глубокая история домашнего насилия, которое нарастает по спирали от сцены к сцене. Сперва подозрительность, потом ревность, потом семейные ссоры, потом физическое насилие. Донзелли ярко показывает, как насилие прорастает из мелочей, как мы сперва не замечаем его в семьях или даже оправдываем, как мы потом оказываемся в тупике — где выход?

Выход найдется, но он потребует от героини того мужества, которое ты не всегда можешь найти в себе. Он потребует момента, который станет по-настоящему концом того, что ты считал любовью, оправдывающей все.

Антропологичность, с которой в фильме разложены вот эти сужающиеся вокруг главной героини круги темноты, иногда становится как будто пособием для тех, кто сомневается: «А насилие ли то, что со мной происходит? Может, это скоро пройдет? Он же прекрасный человек, он любит меня и детей».

И нет, тут нет параноидальности, просто история, причем отчасти документальная. Фильм снят по роману «Любовь и леса» Эрика Рейнхардта, а он, в свою очередь, положил в основу историю, рассказанную ему в письме одной из его читательниц.

Отдельный сюжет — это чувство вины. То «сама виновата», которое мы так часто слышим в ситуациях обсуждения историй домашнего насилия. В чем ты была виновата сегодня? Слишком любила? Потратила на 1 евро больше? Приехала домой позже обычного? Приготовила не то, что любит муж, на ужин? Изменила?

«Насилие может быть таким обыденным, пока оно еще не выкристаллизовалось в физическое. Мы можем не замечать его внутри радости новой любви и той первоначальной свободы, с которой начинаются наши отношения», — говорит Виржини Эфира о сюжете.

И да, сперва ее героиня радуется. Она говорит сестре: «Представляешь, он хочет знать обо мне все! Совсем все!» И это дает еще один ракурс фильма — разговор о свободе и границах в отношениях самых близких людей.

Об этом тоже говорит Эфира, рассказывая о своей героине и фильме: «Даже если вы не были в токсичных отношениях, подобных тем, что вы видите в „Только ты и я“, у вас в памяти точно есть хотя бы один момент, когда мы шли на компромиссы в отношении собственной свободы, чтобы угодить другому». Пока Америка через Барби идет в мир глобальности и макроидей, Франция продолжает свой классический путь «проблемы и человека здесь и сейчас».

Для Эфира этот фильм, к слову, еще одна ступенька на вершину. Актриса, боготворящая Катрин Денев, начинала ведущей на бельгийском телевидении. Она мечтала о кино и покорила кино.

Мы знаем и любим ее за дуэт с Пьером Нине в циничной комедии «Притворись моим парнем», роли в романтической ленте «Любовь — это для двоих» и нежной любовной комедии «Любовь не по размеру» — можно было бы продолжать, сейчас на счету Эфира десятки ролей, а она уверенно выходит за рамки классической комедийной актрисы.

В 2016 году она впервые выходит на красную дорожку в Каннах и явно не намерена с ней прощаться (в этом году она представляла сразу два фильма — тот, о котором идет речь, и драму «Все для игры» о матери-одиночке, сражающейся за сына, Дельфины Деложе). Ну а за роль в «Только ты и я» критики прочат ей еще и очередной «Сезар». В российский прокат фильм выходит 17 августа, так что пора идти в кино.

Фото: пресс-служба

Комментарии
Вам будет интересно