История красоты за 100 лет: надломленные 1990-е, которые вдохновили наш макияж сегодня
Добро пожаловать в бьюти-сериал Flacon Magazine о трендах в красоте за 100 лет. Вот тут можно прочитать о предвоенной эпохе 1930-х, когда тотальный макияж стал распространяться по миру. Здесь — про суровые 1940-е и красную помаду как символ сопротивления милитаризму и веры в мирную жизнь. Вот это история о важнейшем для развития бьюти десятилетии, 1950-х. А тут — про дискотечные 1960-е, сексуальные 1970-е. И 1980-е, когда было модно носить «большие волосы», накладывать румяна во все скулы и излучать здоровье. А это история о 1990-х, которыми сегодня так увлечены дизайнеры.
Кейт Мосс, одна из главных супермоделей 1990-х, говорила: «Если бы дело было только во внешности, я бы никогда не стала моделью — ведь многие считают меня некрасивой. Но меня сделал знаменитой мой фирменный „взгляд волчицы“. В юности я смотрела так из-за застенчивости, а позже — потому что этот взгляд стал приносить мне миллионы». Когда в 1993 году Кельвин Кляйн выпустил духи Obsession, критики писали, что на рекламном постере Кейт похожа на сиротку из приюта. И в этих двух противоположных образах Кейт — весь бьюти-код эпохи.
Не бледность, а героиновый шик
После гибели фотографа Дэвида Сорренти, одного из апологетов так называемого героинового шика в фешен-фотографии, президент США Билл Клинтон призвал моду отказаться от прославления героиновой зависимости. Он озвучил то, что беспокоило многих: по подиумам ходили очень худые, печальные, изможденные манекенщицы, точно так же выглядели лица на рекламных постерах.
Как вообще мода взяла курс на болезненную худобу и бледность, ассоциирующиеся с зависимостью, ведь в 1980-е в тренде было нечто прямо противоположное: мускулистые тела, бронзовый загар, веселье и позитив? Просто мода — лишь отражение жизни общества, а в 1990-е мире начался экономический спад, разрасталась эпидемия СПИДа, фотографы-реалисты вроде Нан Голдинг снимали жестокую правду о жизни на задворках Нью-Йорка, где разбитые мечты и израненные души глушили алкоголем и наркотиками.
Главным посланием моды 1980-х была борьба со старостью и немощью. В 1990-е здоровье больше ничего не значило. Мир был болен, XX век подходил к концу — и мода вторила этому ощущению. Гранж-музыка во главе с группой Nirvana вывела на улицы тинейджеров в растянутых свитерах, с несвежими прическами, небрежно окрашенными перекисью волосами.
На смену феминной, изо всех сил старающейся нравиться женщине 1980-х пришла гранж-дива. Она носила неровно обрезанные кукольные платьица, тяжелые ботинки, небрежно подводила глаза. Идеальное воплощение — жена Курта Кобейна Кортни Лав, солистка группы Hole. Она взяла образ Мэрилин Монро: красная помада, белые локоны, детский голосок — и переработала его в духе эпохи. Это все та же вневременная сексуальность, только злая, надломленная.
Другой важный ключ для понимания трендов последнего десятилетия века — андрогинность, или унисекс. Ее главным апологетом стал дизайнер Кельвин Кляйн. В 1992 году он заключил долгосрочный контракт с 17-летней Кейт Мосс. В рекламе джинсов Calvin Klein она снялась с рэпером Марки Марком — обнаженные по пояс субтильные фигуры в одинаковых джинсах. А в 1996 году у этого стиля появился свой запах — CK One с нотами цитрусовых, а также с зелеными нотами. Это был первый аромат, который рекламировали как унисекс, который подходит и мужчинам, и женщинам.
Экологичный стиль
Конечно, не все женщины были согласны на болезненную красоту, к тому же многим нужно было ходить в офис. Для них в моде 1990-х возник другой тренд — минимализм. Чистые лица, ноль косметики, свободно спадающие волосы — как у Кэролин Бессетт, Джулии Робертс, Энди Макдауэлл, Дженнифер Энистон. В бьюти-индустрии началась битва тональных основ: все искали тон, который придаст лицу свежесть, естественность, но будет невидим. В помадах стали преобладать коричневые или терракотовые оттенки. К примеру, супермодель Синди Кроуфорд подписала контракт с Revlon и постоянно красила губы оттенком Toast of New York, вскоре он стал бестселлером.
Вот каким был макияж губ: их обводили по контуру коричневым карандашом, внутри пространство заполняли более светлой помадой. (Ничего не напоминает? Точно так же мы красимся сегодня!) Так носили и поп-звезда Дженнифер Лопес, и актриса Дженнифер Энистон в «Друзьях». Кстати, макияж кукол «Братц» был создан именно по этим лекалам.
Культовые японские ароматы
Еще в 1980-х западный мир с восторгом встретил японских дизайнеров: Иссэя Миякэ, который считал незнание европейской традиции одежды своим достоинством (полная свобода, делай, что хочешь), Кендзо Такаду с его необычными цветочными принтами, Ёдзи Ямомото и Рей Кавакубо с их любовью к черному и многослойности. Их стиль критики прозвали «Хиросима-шик». В 1990-е японцы, которые уже получили статус культовых дизайнеров, представили свои ароматы. И для многих та декада навсегда будет пахнуть L'Eau d'Issey и L’Eau par Kenzo.
L'Eau d'Issey — первый аромат от дома Иссэя Миякэ и один из самых первых свежих арбузно-дынных, его охотно раскупали, и, кажется, он был у всех. Такие нестандартные свежие запахи были в новинку, запах цеплял с первой ноты и уже не отпускал никогда.
Еще популярнее был L’Eau par Kenzo, акватический аромат, который Кендзо Такада представил так: «Вода бесцветна. Я хотел наполнить ее красками». В композиции главными были ноты лилии с мятными и огуречными аккордами. В России так пахли и юные рейверши, и первые бизнесвумен.
Зарождение гламура
В конце десятилетия естественность и минимализм стали главным трендом. Прически лишились объема, все выпрямляли волосы. Две самые известные стрижки 1990-х — «как у Мег Райан» и «как у Линды Евангелисты» — были старым добрым бобом, адаптированным к новым реалиям. Макияж становился все незаметнее, производители косметики изобретали новые средства с размытым акварельным эффектом. Женщины были готовы к новому тысячелетию — и к новому макияжу. Впереди были 2000-е, крутой поворот к экстравагантности, гламуру, здоровому цвету лица, округлым формам и сексуальности вместо унисекса.
Бренды, которые появились в 1990-е
- NYX.
- NARS Cosmetics.
- Urban Decay.
- Caudalie.
- Laura Mercier Cosmetics.
Косметика, которая появилась в 1990-е
- Разделяющая тушь для ресниц Définicils, Lancôme.
- Ночной восстанавливающий крем с эффектом лифтинга Rénergie Multi-Lift, Lancôme.
- Помада Toast of New York, Revlon.
- Краска для волос Tinta Color, Keune Haircosmetics («она теперь не течет»).
- Цветная тушь для волос от L’Oréal.
Духи родом из 1990-х
- J'Adore, Dior.
- L'Eau par Kenzo, Kenzo.
- Noa, Cacharel.
- Gucci Rush, Gucci.
- Angel, Mugler.
- Poeme, Lancôme.
- Weekend for Women, Burberry.
- Ultraviolet, Paco Rabanne.
- Trésor, Lancôme.
- Pleasures, Estée Lauder.
- Cristalle, Chanel.
- Hypnotic Poison, Dior.
Фото обложки: Кет Мосс, 1993 \\ Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл, 1994 / Getty Images.