Трава, грибы и порошок: нужны ли вам адаптогены?
Впервые термин «адаптогены» в 1940 году предложил советский ученый Николай Лазарев, описывая свойства лимонника китайского и ряда других растений. Лазарев определил адаптогены как компоненты растительного происхождения, которые оказывают неспецифическое тонизирующее действие на весь организм. Чтобы называться адаптогеном, растительному компоненту нужно соответствовать трем критериям: то самое неспецифическое воздействие (то есть адаптогены не лечат конкретные проблемы, а оказывают общеукрепляющий эффект), способность повышать сопротивляемость организма стрессу и отсутствие негативных последствий от приема. Под стрессом подразумевается примерно все, что мы испытываем каждый день: от душевных потрясений до смены погоды.
Как фармакологическая группа адаптогены получили чуть более четкое и понятное описание: «растительные препараты, которые повышают внимание и выносливость при утомлении и уменьшают вызванные стрессом расстройства эндокринной и иммунной системы».
И все же это по-прежнему достаточно размытое определение. Именно поэтому договориться о том, какие компоненты являются настоящими адаптогенами, а какие нет, ученые и фитотерапевты не могут. Из-за этого в адаптогены часто записывают куркуму, имбирь, корицу и другие растительные ингредиенты, интуитивно кажущиеся «тонизирующими». Если заглянуть в клинические исследования, кажется, только пять препаратов можно безошибочно назвать адаптогенами: женьшень обыкновенный, лимонник китайский, элеутерококк, перуанскую маку и родиолу розовую. Практикующие фитотерапевты часто добавляют к этому списку ашваганду, базилик священный (тулси) и гриб кордицепс.
Из всех адаптогенов самыми изученными считаются родиола розовая и элеутерококк. Некоторые исследования показывают, что экстракты родиолы помогают справиться с психической усталостью, улучшают когнитивные функции и повышают концентрацию. Исследование элеутерококка с участием 357 моряков показало его эффективность в улучшении работоспособности и повышении выносливости к недостатку кислорода.
НО…
Важно понимать, что на самом деле даже за самыми изученными адаптогенами стоит довольно маленькое количество исследований, а к тем, что есть, возникает много вопросов. Систематический анализ 2012 года показал очень противоречивые результаты исследований об эффективности экстракта родиолы. Кроме того, из десяти рандомизированных плацебо-контролируемых исследований на тему (золотой стандарт в научных публикациях) ни одно не отвечало международным критериям клинических отчетов. А исследование женьшеня, опубликованное в Cochrane Collaboration, говорит об отсутствии доказательств его эффективности в повышении когнитивных функций.
Это все не значит, что адаптогены плохие и не работают. Но, как это часто случается, маркетинговые обещания на упаковках БАДов и косметических банках слишком сильно оторвались от реальности, приписав нескольким вытяжкам из трав и грибов невероятные целительные свойства. Ученые продолжают исследовать растения-адаптогены и, возможно, еще найдут подтверждения их эффективности. Но на данный момент увлечение адаптогенами основано больше на надежде, чем на науке: ведь их свойства, как и сам механизм действия, остаются неясными.