Обувь тех, кто не слишком старается. В лучшем смысле слова — это о нас и балетках
В 2010 году балетки покинули модный чат, уступив место более смелым, интересным и массивным силуэтам. И тогда казалось — навсегда, носить балетки даже стало признаком дурного тона (хотя признаемся, мы продолжали их носить).
Как видим, они вернулись. Балетки всегда возвращаются. С 2022 года балетки снова захватили все вокруг, а в 2023 году только закрепили свое триумфальное возвращение. А мы решили сделать wayback покруче и посмотреть на их историю в глубокой перспективе.
Пока не проклял Ватикан
С XIV века в Европе началась довольно безумная мода на пулены («носы корабля») — обувь на плоской подошве с очень-очень длинными и узкими носами, набитыми шерстью. Пулены стоили освежающе дорого, а их длина строго регламентировалась; чем знатнее человек, тем длиннее носок обуви.
Принцам разрешались носы длиной в 2,5 ступни, прочим аристократам — в полторы, буржуа — в ступню, простолюдинам — в полступни. Эти прабалетки были безумно неудобными, деформировали ступню, и в них ничего нельзя было делать, только красиво стоять или сидеть. Но в этом и был смысл, человек в такой обуви как будто бы говорил всем вокруг: «Могу себе позволить ничего не делать, такой уж я богатенький статусный котик».
С модной сцены они ушли только после того, как их официально проклял Ватикан, а король Англии Эдуард IV законодательно запретил носки обуви длиннее пяти сантиметров. Но будем честны, красиво стоять в коротконосых пуленах было никому не интересно. Мужчины оппозиционно перешли на каблуки, а потом, с легкой ноги Екатерины Медичи, их стали носить и женщины.
Будущая королева Франции потребовала приделать каблуки к свадебным туфлям, чтобы казаться выше, и эта идея прижилась сначала среди французской знати, а потом разошлась по всей Европе. Обувь на плоской подошве была прочно и надолго забыта. Но! Именно Екатерина придумала поставить первый балетный спектакль «Комедийный балет королевы», который вернет обуви на плоской подошве жизнь.
Мария-Антуанетта создает антитренд
Для артистов балета и воспитанников балетной школы Королевской академии музыки мастера делали специальные танцевальные туфли, тогда еще с каблуками. Сложные движения и высокие прыжки, по понятным причинам, выполнять в такой обуви было не особенно удобно. Так что балет был совсем иным, не таким, каким мы его видим сейчас.
Первой каблуки с балетных туфель убрала прима Королевской академии Мари Камарго. Так началось развитие балетной обуви, и со временем появились мягкие атласные балетки, а потом и пуанты. В наши дни в балетках танцуют мужчины и занимаются дети в балетных школах.
Атласные балетные туфельки с ленточками безумно понравились Жозефине, жене Наполеона. Она выходила в них при каждом удобном случае, и, конечно, все стали ей подражать. Но эту моду на балетки создала не столько Жозефина, сколько королева Мария-Антуанетта, взошедшая на эшафот в туфлях на высоких каблуках.
После этого носить каблуки никто не хотел, и никогда больше во Франции не была так популярна обувь на плоском ходу. Балетки были манифестом, выражением ненависти к тирании. Через 150 лет из этих же соображений все француженки выбирали красную помаду: ее ненавидел Гитлер.
Проблемы с кожей
Новая волна популярности балеток накрыла мир в 1941 году. Сальваторе Капеццо, владелец культовой сапожной мастерской на Бродвее, получил предложение от Клэр Маккарделл, известной дизайнерки и создательницы демократичного American Look.
В то время американское правительство следило, чтобы все национальные запасы кожи шли на солдатские сапоги, но балетной обуви ограничения не касались. Клэр решила включить в новую коллекцию классическую балетную обувь.
Капецио просто добавил к ней жесткую подошву — и так появились балетки в том виде, в котором они известны и нам. Производство новой обуви начали крупные розничные компании, а в 1949 году пара балеток Капецио попала на обложку Vogue.
Тогда же, в 40-х годах прошлого века, гениальная женщина Роза Репетто придумала, как улучшить обувь сына, знаменитого танцовщика Ролана Петти. Чтобы кровиночке было удобнее танцевать, она нашила на подошву тонкую кожу, а потом вывернула их наизнанку. Так началась история обуви Repetto.
В середине 1950-х Роже Вадим снимал фильм «И Бог создал женщину», и Брижит Бардо сказала, что для роли ей нужны красные балетки от Repetto — изящные, прочные и удобные одновременно.
Роза Репетто сшила для нее Cendrillon («Золушку»), модель, которая навсегда останется самой классической версией балеток: закругленный нос, небольшой бант и овальный вырез, который открывает стопу. Фильм стал лучшей рекламой Cendrillon, тогда эта модель была у каждой модницы.
Вторым амбассадором балеток стала Одри Хепберн — вообще сложно представить ее в другой обуви. После фильма «Забавная мордашка» черные балетки стали воспринимать как маленькое черное платье: это навсегда про элегантность и французский шик.
Одри, которая много лет занималась классическим танцем, обожала балетки, они стали ключевой вещью ее гардероба, как и нитка жемчуга. Она носила их с нежными платьями с акцентом на талии, с рубашками и брюками-дудочками. А в 1954 году бренд Salvatore Ferragamo специально для актрисы выпустил балетки Audrey на маленьком каблучке с ремешком — эта модель выходит до сих пор.
Еще одна важная страница истории балеток связана с именем великой Габриэль Шанель. В 1957 году она представила бежевые босоножки с мысом из лакированной черной кожи на небольшом каблучке. По замыслу мадемуазель Коко, бежевый цвет удлинял ноги, а черный зрительно уменьшал длину стопы.
В 1984 году главный модельер модного дома Chanel Карл Лагерфельд вдохновился идеей Коко и представил знаменитые контрастные балетки. С тех пор Chanel ежегодно выпускает итерации двухцветных балеток: стеганые, замшевые, из твида, бархата и кружева, украшенные цепочками, логотипом, с бантом и без, состаренные, в ярких сочетаниях.
«Мы не слишком стараемся»
В 2004 году в Vogue вышла статья о показе Альбера Эльбаза для Lanvin Spring/Summer 2005. В ней Сара Маур, критик, восхищалась балетками. Мы все убедились, писала она, как привлекательно, «когда ты не слишком стараешься быть нарядной и сексуальной».
Для девушек, которым нравилось выглядеть «не слишком старающимися», балетки стали любимой обувью. В 2000-е без них шагу нельзя было ступить, их носили в офис и на прогулки, с джинсами скинни, деловыми платьями и даже вечерними нарядами.
И какое-то время казалось, что от такого пресыщения мир уже не оправится, но балетки снова с нами, в каждой яркой весенне-летней коллекции. У Chanel — те самые классические балетки с контрастным носом, у Simone Rocha — с переплетающимися между собой ремешками, у Maison Margiela балетки — как пуанты, атласные и с квадратными носами. Балетки снова можно носить всем, везде и по любому случаю. За это мы их и любим.
Фото обложки: Miu Miu Fall/Winter 22-23. Getty Images