Опьянеть не получится. Как винная тема проникла в мир шампуней, косметики и духов
Кьянти, пино нуар, просекко, ледяное вино, коньяк, джин — в описаниях косметики и ароматов все чаще встречаются компоненты и ноты с названиями алкогольных напитков. Выясняем: это лишь способ привлечь внимание или еще и полезно для кожи и волос?
Только для наружного применения
На бьюти-средствах с винными ингредиентами нет пометки с предупреждением, что злоупотребление алкоголем вредит здоровью. И все логично — никаких алкогольных свойств у них нет.
Вы не опьянеете от крема с экстрактом винограда, ресвератролом, маслом виноградной косточки или виноградной водой. Наоборот, с утра проснетесь со свежим лицом и без отеков, ведь помимо антиоксидантных свойств виноград в косметике обладает и противоотечным действием, а также укрепляет и подтягивает кожу.
История применения этих ингредиентов отбрасывает нас далеко в прошлое: производные винограда для здоровья и красоты кожи применяли еще в Древнем Египте, Китае, Греции. Винные ванны, согласно преданиям, принимала Клеопатра (дополняя их ваннами с молоком ослиц, но об этом в другой раз).
Древние греки практиковали ампелотерапию — лечить многие заболевания диетой на основе винограда и виноградного сока предлагали Гиппократ и Плиний. В Китае вино активно использовали в народной медицине и для жертвоприношений.
Если же вернуться в настоящее, то в массовом производстве косметики экстракты винограда и масло виноградной косточки используют несколько десятилетий.
Правда, эпитет «винная» в отношении косметики до 1993 года не применяли (хотя еще в 1980-х израильский бренд Christina выпустил линию антивозрастных средств с экстрактом винограда). Определение «винный» применяли только по отношению к тем самым ваннам Клеопатры и процедурам итальянских, испанских, австрийских и чешских спа, но о них чуть позже.
«Виноград скорее фруктовый ингредиент, приравнивать виноградную косметику к винной не совсем верно, — отмечает Оксана Иванова, косметический химик, создатель бренда G.Love и сооснователь компании научно-технических разработок Doka Lab.
В косметике используют и экстракт яблока, он тоже является антиоксидантом и ускоряет регенерацию кожи, но такие средства не называют кремом с сидром. Японцы используют в бьюти-средствах саке, но это не значит, что они добавляют его в чистом виде, речь идет о его лизатах и других производных».
Кто же ввел моду на слово «винный»
Называть косметику на основе различных компонентов из винограда винной придумала Матильда Тома, создав бренд Caudalie и назвав его винодельческим термином. Кодали — это единица измерения того, как долго аромат вина ощущается во рту после дегустации.
«Современная история винной косметики началась в 1993 году, когда профессор Жозеф Веркотерен, директор лаборатории фармацевтического университета Бордо, во время сбора урожая посетил Château Smith Haut-Lafitte и увидел, что при производстве белого вина утилизируются виноградные косточки.
Он рассказал, какие сокровища выбрасывают владельцы: виноградные косточки содержат самые сильные антиоксиданты среди представителей растительного мира. Через два года дочь хозяев Château Smith Haut-Lafitte Матильда с мужем Бертраном Тома выпустили в продажу три первых продукта с антиоксидантами», — рассказывает Сусанна Сиреканян, тренинг-директор Caudalie в России.
Все сложилось идеально — в составе стали использовать не абы какой виноград, а с собственных виноградников. Точнее, отходы, которые оставались после производства одного из лучших вин Бордо. Позже в хозяйстве Château Smith Haut-Lafitte появился спа Caudalie, где самые популярные процедуры — ванна в винной бочке с видом на виноградники и массаж с пилингом свежеперемолотым виноградом.
А сама Тома в своей книге о французских секретах красоты пропагандирует трехдневный виноградный детокс, уверяя, что кожа после него буквально сияет.
Матильда подружилась с профессором Гарвардского университета Дэвидом Синклером, известным своими исследованиями в области биогеронтологии и большим поклонником ресвератрола — мощного антиоксиданта, который можно получать в больших количествах из кожуры винограда и виноградной лозы. Синклер выдвинул теорию, что ресвератрол стимулирует гены молодости и ведет нас к долгожительству. Так была запущена очередная волна тренда на винотерапию.
О продолжительности жизни в итоге не скажем, но исследования Caudalie с командой Дэвида Синклера в Гарвардской медицинской школе подтвердили, что ресвератрол из виноградной лозы восстанавливает структуру волокон эластина и коллагена. Тогда появилась одна из самых известных линий бренда — Resveratrol Lift с ресвератролом, разными видами гиалуроновой кислоты и комплексом растительных компонентов.
Больше вина, меньше вина
В конце 1990-х аналитики прогнозировали бум на винную косметику. До сих пор выходит множество исследований, сколько же полезных веществ хранят в себе отходы виноделия.
Базово выделяют шесть: свойства антиоксиданта, способность уменьшать пигментацию, разглаживать морщины, помощь в защите от солнца и лучшему проникновению активных веществ. Согласно свежим данным, они также защищают от кариеса, а значит, хороши в зубных пастах.
Казалось бы, свой бренд косметики логично выпускать каждому производителю вина, включая и российских. На это не так. Возможно, экологичная повестка и тренд на местные ингредиенты приведут к новым винным брендам, в том числе и в России, где пока в этом направлении движется только «Абрау-Дюрсо».
Почему так? Да просто потому, что редкий владелец виноградников готов вкладываться в изучение свойств винограда и переработку жмыха, как сделали в Caudalie. Это требует создания собственных лабораторий.
Добавлять же вино в косметику непросто, поэтому бренды, использующие этот компонент, можно пересчитать по пальцам. Так, например, делают производители Divina Bellezza. Они уверяют, что, помимо экстракта красного органического винограда и стволовых клеток винограда, используют красное вино Piemaggio из региона Кьянти, и именно оно — основа всех косметических текстур.
«Формула этого вина стабильна за счет уникальной экосистемы, благодаря которой удается выращивать органический красный виноград сорта санджовезе. Поэтому в вино не добавляют химические консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы, которые совершенно не совместимы ни с вином, ни с косметической текстурой», — рассказывает Анна Григорьян, тренинг-менеджер Divina Terra/Divina Bellezza.
Но если производители вина и не всегда готовы отвлекаться на бьюти-исследования, то это с удовольствием делают компании по разработке ингредиентов. Так, швейцарский концерн Mibelle Biochemistry выпускает компонент GSP-T из швейцарского винограда пино нуар. Благодаря высокой концентрации антиоксидантов процианидинов и токоферолов он защищает кожу от негативных воздействий, а еще разглаживает, уменьшает процессы гликации и успокаивает.
Винные компоненты с удовольствием используют корейские и российские компании. Так, один из бестселлеров корейской профессиональной косметики Phymongshe — с вином, гиалуроновой кислотой и комплексом растительных экстрактов.
Его рекомендуют для быстрого восстановления после долгого пребывания на солнце или, наоборот, на холоде, перелетов и длительного воздействия кондиционера и стрессов. Швейцарский же эликсир из ледяного вина стал основой целой лифтинг-серии Vinlift от российской марки Mi& Co.
Моем голову, принимаем винную ванну
Если в средствах для кожи ресвератрол отвечает за сияние и упругость, то в косметике для волос он помогает справиться с выпадением и помогает сохранить их густоту. Бонус — защищает пигмент от вымывания.
Поэтому, например, технологи L'Oréal Professionnel несколько лет назад включили этот ингредиент в формулы линии для окрашенных волос Vitamino Color. А один из ингредиентов шампуня-активатора волосяных фолликулов Napura S00 Stamigen — клеточная культура стаминальных клеток незрелого винограда.
И если кремы с ресвератролом и другими виноградными компонентами редко пахнут вином, то вот производители шампуней с удовольствием применяют винные отдушки.
Так, шампунь и маска для окрашенных волос Napura S10 Color пахнут вином сорта изабелла. А шампуни, кондиционеры и гели для душа грузинского бренда Zarbazani Wine and Beauty содержат в составе и пахнут ркацители, саперави, хванчкарой и оджалеши. Но не волнуйтесь, аромат ощущается, только пока вы моете голову или принимаете душ.
А теперь к тем самым винным ваннам, мы же обещали. Такие ванны активно используют в практике медицинских спа Европы, Швейцарии, Америки и Японии.
«Когда говорят про ванны с вином или шампанским, это не значит, что их полностью заполняют напитком, — объясняет Анна Григорьян. — Достаточно всего четырех бокалов вина на ванну при температуре 37 градусов, чтобы получить удовольствие и пользу от процедуры винной ванны.
Эта процедура помогает стимулировать выработку коллагена и эластина кожей, а также бороться с признаками старения благодаря полифенолам в винограде и предотвращать действие свободных радикалов, стимулируя кровообращение и лимфатическую циркуляцию».
Захотели попробовать прямо сейчас дома? Мы не уверены, что стоит. Есть риск переборщить и получить негативный опыт в виде пересушенной кожи или окрашенной в красные разводы ванны (помним, акрил легко впитывает красители).
Поэтому для домашней винотерапии выбираем банные бьюти-средства. Их достаточно. У бренда Amovino — бомбочки для ванны с ароматами новозеландского совиньон блан, бренди и шампани. У Epsom Pro — глинтвейн для ванны, смесь солей со специями и пряностями Spicy Mix Salt.
Невинный маркетинг
Ограничений в использовании винных названий, как и в экспериментах с алкогольными ароматами, нет. «Винные мотивы популярны у парфюмеров с начала 2000-х, один из первых ароматов с нотой красного вина Une Rose Frederic Malle.
Чуть позже стали появляться и другие алкогольные ноты — ром, коньяк, шампанское. Последние три года особенно популярна тема просекко», — рассказывает частный парфюмер Татьяна Рождественских.
Нота виски — одна из центральных в композиции To My Father от Vilhelm Parfumerie. Коньяк входит в Enigma, Roja и Lady Million Empire, Paco Rabanne. Нота абсента создает шлейф Illegal, Salle Privée. Ром передает атмосферу джаза в Jazz Club от Maison Margiela. Привкус апероля можно ощутить в Allegra Rock'n'Rome, Bulgari.
«Эфирные масла из алкоголя не добывают просто потому, что это технически невозможно. Зато благодаря химическому синтезу можно выяснить, какие из молекул несут в себе тот самый алкогольный аромат. Например, молекула ethyl lactate (по сути этиловый эфир молочной кислоты) содержится в вине, курице и некоторых фруктах.
Она обладает сливочно-фруктовым ароматом и способна в компании с другими эфирными маслами и синтетическими молекулами воссоздать аромат красного вина», — рассказывает Татьяна Рождественских.
Она подчеркивает, что любой напиток — это целый букет ароматов. Например, джин — микс цитрусов, можжевельника и алкогольной терпкости, просекко — тонкий лимонный подтон в начале, бело-цветочное, бело-ягодное «сердце» и горечь на кончике языка.
А еще алкогольные напитки мы употребляем в определенной атмосфере, которая тоже пахнет. Просто представьте: бар, закуски, другие люди, одежда. И это парфюмеры тоже учитывают.
«Пьяная» ароматическая композиция, помимо синтезированных алкогольных молекул типа ethyl lactate или ethyle isobutyrate, использует еще и эфирные масла и синтетические ингредиенты, входящие в ароматный аккорд напитка, и саму атмосферу (роза, ягодные отдушки, древесные, смоляные эфирные масла и цитрусы).
У российской компании «Библиотека ароматов» (раньше она была партнером американского бренда Demeter, а теперь выпускает собственные ароматы) есть целое барное меню, включающее «Пряный сидр», «Черный ром», «Пинаколаду» и «Розовое шампанское».
Плюс банная линия из пены для ванны, крема для рук и аромадиффузора. Так что призыв открыть шампанское на Новый год теперь предполагает куда больше вариантов, чем просто откупорить бутылку.