Почему все любят начинать новую жизнь с Нового года?
Когда начинается Новый год?
В 78 лет моя соседка стала учить английский, делать зарядку по утрам и заметно похудела. Начала она это все в мартовскую среду. Почему?
Подругам я рассказываю об этом так: «Она вообще у нас звезда. Сразу видно, женщина в молодости жгла. Нет, не так. ЖГЛА! Сказала мне: жрать надо меньше, чтоб легкой себя чувствовать, жизнелюбка наша подъездная». Пациентам доношу историю иначе — включаю интонацию Гуру Всея Руси, натягиваю умное лицо и говорю: «Однажды у моей соседки в одной точке сошлись три важных компонента: желание, возможности и ответственность. И когда они сошлись, тогда и Новый год наступил для нее, и жизнь вышла на новый виток».
Все, что моя соседка делает, она делает только лишь с радостью, а не с проевшей всем плешь ответственной ответственностью за свою жизнь.
Обратная сторона ответственности
Я пытаюсь донести, как сейчас искажается само это понятие — «ответственность». Оно ведь уже приобретает садомазохистский оттенок. У «преодолей себя!», «выжми из себя все до капли!», «стань суперменом!» есть и темная сторона. Имя ей — неосознаваемое третирование себя и других. Тогда как на самом деле ответственность — про то, что к себе надо быть благодушным. Иногда «новый год — новая жизнь» — это история про проявление конфликта между двумя желаниями: быть добрым к себе и выжать из себя все соки.
Когда мы думаем о себе будущем, наш мозг, действительно, меняется — становится больше активности (если интересно, погуглите эксперимент Хершилда с МРТ фиксацией). Процесс порождает вдохновение, а вместе с тем — искаженное понимание своих ресурсов.
На самом деле энергии у нас у всех меньше, чем кажется в мечтах о себе будущем.
Нестыковка
Но тот будущий я — это как будто другой человек. Вот и получается, что «его проблемы — не мои проблемы». А как этот самый новый человек будет разруливать нехватку времени на очередной прыжок в сторону становления сверхчеловеком и где он будет брать на это силы — не очень интересно мне сегодняшнему.
Что происходит потом, мы все знаем. Это срыв, усталость, разочарование, примеривание на себя ярлыка лентяя и балбеса, необходимость терапии. Появляется мысль «я хуже всех». Но у ослика много упорства, морковок и кнутов из чужого инстаграма. И вот опять очередной Новый год, и мы наступаем на те же грабли.
А так как это наша любимая коллективная игра в «с Нового года я кааааак стану лучшей версией себя!» (да и вместе веселее), мы не просто повторяем схему «зажглась-потухла-поплакала» — мы проделываем это с иллюзией, что все норм. Где же норм? Вам не норм!
Если бы вам реально нужна была трансформация в «лучшую версию себя», это произошло бы в любой ноябрьский четверг или майский вторник.
Сама по себе календарная дата не сведет в одну точку желание, возможности и ответственность. Первое может быть чужим, вторые окажутся непроверенными, а третья — со вкусом шуток про пятьдесят оттенков серого.
Ответ в «старости»
А вот попробуйте представить, что вам 78. Нет иллюзий о долгой жизни впереди, все и без того ясно. Уже давно можно делать только то, что хочется. Не просто можно, а нужно! Моя великолепная соседка, побрызгавшись духами, открывает учебник по инглишу для третьего класса и пару часов в день штудирует его. Каждый день! Ей нравится.
Она делает то, что делает, потому что до сих пор любит себя и жизнь.
Достоверно знаю, каким изысканным народным языком она посылает всех, кто критикует ее занятия и пытается поучать, «как надо жить». Уже можно быть доброй к себе. Даже если для этого нужно немножко побыть злой для других. Вот это и есть ответственность здорового человека.
Вместо вывода
При откладывании «на потом» нами движут невротичная ответственность и страх, припудренные мотивацией. Но это кнуты, а не морковки.
Постарайтесь честно ответить себе на главный вопрос. Чего вы хотите на самом деле: больше морковок и Нового года тогда, когда захочется, или кнутов c подстраиванием себя под стандарты и даты? Выбор за вами.