15 сентября 2023

Твоя работа совсем тебе не подходит. Чем отличаются «идеальная работа» и «достаточно хорошая»

Мы ходим на работу, берем сверхурочные, к чему-то явно стремимся. Но как понять, к чему именно? И наши ли это желания.
15 сентября 2023
9 мин

Новая книга Ольги Примаченко, автора бестселлера «К себе нежно», посвящена теме любви к себе. Но в этот раз журналистка и психолог нашла для нее новый ракурс — перемены. Как принимать новое и отпускать старое, чтобы не было больно? Как стоять на ногах, если все вокруг рушится? Публикуем отрывок из ее книги «Все закончится, а ты нет», в котором развенчиваем миф о dream job и воспевании перфекционизма.

Предназначение и «работа мечты»

К сожалению, часто идея о предназначении подается нам как волшебная таблетка, которая избавляет от любых усилий. Будто работа по «предназначению», она же «работа мечты», это и не работа вовсе, а вечный кайф: «Найди себе дело по душе — и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

И человек ищет, ищет, ищет, но «работа мечты» так и не находится: в каждой есть неизменный кривой бочок, раздражающая рутина. Классно, если у вас есть талант, благодаря которому вы что-то делаете «танцуя». То есть легче и проще, чем другие. Здорово, если это можно монетизировать и положить в основу заработка.

Но я бы не делала ставку на «предназначение» как на нечто глубинное и до дрожи важное. То, что обязательно нужно «найти» и желательно не позже двадцати с небольшим лет, чтобы не терять время на профессиональное раскачивание.

Есть люди, которым действительно повезло найти работу, которая и про удовольствие, и про заработок, и про реализацию таланта. Именно на подобные примеры мы западаем, упуская из виду, что таких «счастливчиков» — меньшинство.

Большинство же бодро мыкается и долго пробует разное. И вот эти истории куда лучше подходят на роль маяков. Потому что это глубоко нормально — мыкаться и пробовать, прислушиваясь, что мне делать нравится, а что нет? Где я чувствую себя на своем месте? С какими людьми? Какие задачи решая?

Опираясь на ответы, мы можем что-то менять в текущей работе либо ее саму. При этом важно помнить о контексте и приоритетах. Если главное сейчас деньги, то прыжок без подушки безопасности в никуда будет связан с огромной тревогой, которую нужно быть готовыми выдержать. Такова цена. Грустная, плохая сказка, но другой нет.

Поэтому если ресурса сейчас недостаточно, лучше дважды подумать, стоит ли прыгать. А пока копится финансовая подушка и подправляется резюме, проанализируйте, что не так с вашей работой сейчас. Что конкретно не устраивает?

В результате появится список под названием «Точно НЕТ», в котором будет сформулировано, на что вы больше не подпишетесь. И даже если вы пока не знаете, чего именно хотите от «работы мечты», у вас будет ясное понимание, что вам определенно не нужно.

Моя знакомая, работая офисным сотрудником, много лет мечтала о профессии бариста. Пройдя курсы и проработав день в кафе, поняла, что это вообще не ее. Не получив этого разочаровывающего, но отрезвляющего опыта, она могла бы и дальше лелеять мечту и тихо ненавидеть офис. А так, узнала о себе новое и важное: на самом деле ей не нравится работа бариста.

Идеальная работа на каждом жизненном этапе разная. Вчера она была про деньги, сегодня — про гибкий график, завтра — про смыслы. Понять, о чем она для вас, можно только исследуя и пробуя. А если вот так — мне нравится? А если вот здесь — я еще могу нащупать себя или уже с трудом, потому что выгорел? А вот эти люди, которые рядом, на них с восхищением смотришь, с уважением или в раздражении вспыхиваешь от каждого слова?

Позвольте я приведу два критерия «достаточно хорошей работы», которую предлагаю рассмотреть как альтернативу «работе мечты»:

  1. Она вас не ломает,
  2. Вы не таскаете эту работу повсюду с собой.

Под «не ломает» я подразумеваю, что, выполняя профессиональные обязанности, вы не предаете свои ценности. Например, не врете и не пытаетесь продать товар, который сами бы не купили.

Если говорить о втором критерии, то речь прежде всего о возможности наполнять свою голову чем-то кроме работы. Разумеется, бывают вопросы, которые мы забираем домой на обдумать. Но когда работа владеет мыслями целиком, это тревожный звоночек.

Мы отдыхаем и восстанавливаемся только при переключении внимания. Не между вкладками в браузере, а между разными действиями: вот я что-то продаю, продаю, продаю, а вот теперь глажу дома котика и мастерю костюм тыквы для дочки.

Относитесь с осторожностью к вакансиям, где требуется «быть на связи 24/7». Не закрываемая в голове программа «постоянной доступности» поглощает огромное количество энергии, что негативно сказывается на качестве жизни. Начинает страдать крайне важная для человека потребность в автономии: вот я и мое, а вот вы и ваше, граница — здесь.

А вообще реализовать свое «предназначение» — это не некая обязанность, которую непременно нужно выполнить, чтобы оправдать свой приход в мир. Никто в небесной канцелярии на вас подобное бремя не вешает.

Вы здесь чтобы радоваться, а не «мужественно умирать», выполняя миссию свыше.

Так, нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман писал: «Я получал удовольствие, занимаясь физикой. Почему я получал от этого удовольствие? Я играл с этим. Я делал все, что мне нравилось — это не имело отношения к тому, насколько важно это для развития ядерной физики. Главным было, насколько мне самому интересно и занимательно с этим играть».

Чувствуете, как снижается градус пафоса? Насколько легче становится дышать, если попробовать относиться к развитию карьеры, будто к игре? Беседуя с коллегами-писателями, работающими в жанре нон-фикшн, я часто слышу, что больше всего их мотивирует осознание своей миссии как автора. Им важно нести в мир добро, менять чужие жизни к лучшему, делать вклад в счастье людей.

Возможно, то, что я скажу дальше, кого-то удивит (по крайней мере, мне всегда неловко в этом признаваться), но у меня как автора миссии нет. Для меня писательство — это реализация дара «переводить с психологического на человеческий». А еще профессия, которая позволяет зарабатывать.

При этом у меня нет цели делать других счастливыми. Хотя бы потому, что я не могу отвечать за чужое счастье. Я просто не знаю, что делает других счастливыми. И не имею права навязывать свое видение в этом вопросе.

Моя профессиональная задача — не обратить в свою «веру» или убедить, что нужно жить так и никак иначе, а предложить разные варианты. Можно так. А еще вот так и вот так. И даже вот так тоже можно. Если вам созвучны идеи, которые я транслирую, — берите и пользуйтесь. Если вы их не разделяете, что совершенно нормально, — продолжайте искать то, что подойдет именно вам.

Как мудро однажды заметила писательница Энн Ламотт: «Жизнь ведь не подводная лодка, чтобы изобразить ее устройство со всех ракурсов и во всех разрезах. Тут чертежей не бывает». Поэтому в вопросе «Как жить?» выбор всегда остается за читателем, именно за ним последнее слово, а не за автором. (Шепотом: и мне почему-то кажется, что Бог, создавая людей, думал так же.)

Стремление к совершенству

Начну с дисклеймера: люди, стремящиеся все делать идеально, имеют на это полное право. И, пока это не отравляет существование им самим или окружающим, пусть творят со своей жизнью, что хотят.

Но в целом у перфекционизма часто бывает довольно грустная история формирования — детство, полное хаоса, и непредсказуемые по поведению родители: то любят, то пьют, то бьют, то не замечают. Порядок и безупречность дают чувство защищенности, голод по которому перфекционист пытается утолить, став взрослым.

Его стремление к совершенству — это средство обрести контроль над своей жизнью. Почувствовать себя не жалкой щепочкой на волнах, которую бросает из стороны в сторону, а уверенным тяжелым кораблем, которому нипочем штормы и бури.

По каким признакам можно понять, что у вас болезненная тяга к совершенству? Болезненная — значит, вам с этой своей особенностью некомфортно и вы бы хотели что-то изменить. Ведь пока вы семь раз отмеряете, чтобы отрезать, рисунок на ткани успевает выйти из моды.

Можно отметить следующие признаки:

  • Фанатичное требование от себя (или других) не допускать ошибок и не иметь недостатков. Любая погрешность воспринимается как катастрофа. Она способна свести на нет всю гордость за результат. «Какая потрясающая работа!» — «Нет. Вот эту линию нужно было сделать на 0,003 мм левее, но у меня дрогнула рука. Нужно переде- лать, я не могу отдать проект в таком виде». — «Но ведь это просто трафарет зайчика в детский сад…» — «Не важно!».
  • Полное отождествление себя с тем, что вы делаете. Когда ошибка — это не просто досадный промах, а ваш провал как профессионала, который влечет за собой сокрушительный удар по самооценке. Проблема не в том, что перфекционист вкладывается по максимуму во все, чем занимается, а в том, что он не может отделить себя от написанной им книги, подготовленной презента- ции или вырезанного из картона трафарета зайчика. Критический отзыв на работу перфекциониста — это не просто критика творчества, это оскорбление его как человека. Именно так это им воспринимается.
  • Страх дать хоть малейший повод себя упрекнуть. Перфекционисту будет физически больно, если ему укажут на то, что он случайно упустил. Увы, он не сможет «забыть и забить», а будет неделю переживать и считать себя неудачником.
  • Избегание неизвестного. Освоение нового часто связано с ошибками, на которых оттачивается мастерство. В подобных условиях перфекционист не чувствует себя в безопасности: слишком велик риск сделать что-то неправильно.
  • Отсутствие концепции золотой середины. Никаких компромиссов и полутонов: или все — или ничего. Если ты не победил, то проиграл, если ошибся хоть в чем-то, то ошибся во всем.
  • Негибкость. Перфекциониста раздражают изменения в планах, ему тяжело перестраиваться. Экспромты тоже не его конек: если нет времени досконально подготовиться, можно попасть впро- сак, а это сразу все, ужас-ужас.

Забавно, но именно из-за страха ошибок и критики перфекционист часто встречается с обратной стороной стремления к совершенству — прокрастинацией. Он может увиливать от работы или оттягивать ее начало, потому что понимает, каких нечеловеческих сил она от него потребует.

Ведь все должно быть сделано идеально — иначе зачем? Именно по этой причине он может браться за дело в последнюю минуту: так у него появляется железное оправдание, почему результат небезупречный — цейтнот!

В борьбе с прокрастинацией помогает метод чайной ложки. В его основе лежит принцип «чуть-чуть — это все-таки лучше, чем ничего». Десять минут прогулки — это уже больший вклад в здоровье, чем никакой прогулки вообще. Три прочитанные страницы в день — это уже больше, чем книга, которую не открывали. Один шаг вперед — это уже на шаг больше, чем стоять на месте.

Бывает, мы заняты каким-то долгосрочным проектом: пишем книгу, работаем над диссертацией, готовим аналитику или бизнес-план. При этом с трудом беремся за дело. Бесконечно шатаемся вокруг и завариваем четвертую чашку чая. Мы тратим время на раскачивание, потому что настраиваем себя на долгий кропотливый труд, одна мысль о котором уже вгоняет в уныние.

В этом случае «чайной ложкой» будет один абзац. Напишите всего один абзац, а дальше можете переключиться на задачу поинтереснее. Или можете не переключаться — как пойдет. Опыт показывает, что такой «урывочный» подход работает лучше, чем обещание «сесть и ночь напролет пахать как Папа Карло».

Именно благодаря настрою на «чайную ложку» удается преодолеть психологический барьер входа в процесс и неожиданно для самих себя наварить целую кастрюлю текста. Никто не требует от вас подвигов и достижения цели в «два притопа, три прихлопа». Пусть движение будет медленным, но будет.

Где-то вприпрыжку, где-то ползком, где-то по стеночке. Но любые шаги в сторону желаемых перемен плодотворнее, чем лежать и ныть. Потому как вообще-то можно и совмещать: ноешь, ноешь, а потом раз — и немножко прополз вперед. Отдохнул, поныл, полежал — и прополз еще немного. А потом еще. Три ключевые идеи, если хочется ослабить хватку перфекционизма:

Напоминайте себе, что максимум — это не безупречность, а то качество или объем работы, которые вы можете сделать в данный момент и при данных обстоятельствах. Если вы две ночи не спали из-за режущихся зубов у ребенка, а к вам нагрянули гости, то максимум — это не «взять себя в руки» и приготовить судака по-царски и каннеллони со шпинатом в чесночном соусе.

Максимум в этой ситуации — честно сказать: «Ребята, я выбилась из сил. Давайте я не буду притворяться, что это не так, и мы просто закажем пиццу. И, если хотите, могу открыть банку с оливками и нарезать сыра». Поверьте: родным и друзьям вы нужны живые и счастливые, а не мертвые от усталости, но безупречные и с судаком по-царски на столе. Ну, адекватным родным и друзьям — они тоже бывают разные.

Не соревнуйтесь там, где это не предусмотрено правилами игры и все соперники и судьи воображаемые. Особенно это касается занятий, которые вы практикуете ради удовольствия: творчество, фитнес, чтение, ведение блога, выращивание цветов и т. д.

Во всем этом важен не идеальный результат, а процесс, текучий, переменчивый, со своими кривыми подъема и спада настроения. Нет смысла устраивать гладиаторские бои в клубе любителей круассанов.

Понятие «идеала» — это всегда вопрос договоренности, что таковым считать.

В случае с перфекционизмом — договоренности с самим собой. Так, в любом — без исключения! — бриллианте при разглядывании в микроскоп с очень большим увеличением можно найти трещинки, помутнения, пузырьки воздуха или воды.

Именно поэтому ювелиры всего мира договорились при оценке чистоты бриллианта ограничиваться только десятикратным увеличением. Если при увеличении в 10 раз в камне не видно никаких дефектов, он считается идеальным и получает категорию «безупречный».

Что я хочу донести этой метафорой: при желании огрехи можно найти во всем, если взять достаточно мощную лупу. Однако есть разумный предел, когда стоит остановиться. И определить для себя этот предел — крайне важно. Во имя душевного благополучия.

«Все закончится, а ты нет. Книга силы, утешения и поддержки»
835 ₽
«Все закончится, а ты нет. Книга силы, утешения и поддержки», Ольга Примаченко
Купить
Добавить отзыв

Я провела больше сотни прямых эфиров на многотысячную аудиторию, а все равно иногда начинаю выступление так, что можно подумать, я впервые перед камерой: подвисаю, запинаюсь, не могу вспомнить текст.

Есть у меня любимая байка о том, как мы с психологом Павлом Зыгмантовичем много лет вели в прямом эфире передачу «Психология навынос». И на протяжении всего этого времени ему регулярно писали: «Где вы нашли такую журналистку? Возьмите лучше меня вместо нее!» Самое смешное заключается в том, что эту программу придумала именно я. И я же пригласила в нее соведущего.

Иными словами, мы тут все с трещинками, пузырьками и посторонними включениями. Но это не мешает нам сиять и пропускать через эти трещинки свет.

Фото: Shutterstock

Комментарии
Вам будет интересно