14 февраля 2024

«С моим сыном женщина счастлива не будет». История любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Русская танцовщица, красавица, любовь с первого взгляда… Этот роман невероятно начинался, но закончился не менее невероятно печально.
14 февраля 2024
7 мин

Жизнь с гением часто романтизируют — можно греться в лучах его славы, войти в историю как подруга уникального человека, быть немного особенной, а главное, с любовью служить своему гению. Только какова цена и риски такого союза?

Ольга Хохлова родилась в семье полковника Русской императорской армии, мечтала стать балериной и брала частные уроки танцев, но на профессиональную сцену на родине не выходила.

Счастливым билетом к мечте стало для нее приглашение в балетную труппу Сергея Дягилева. Конечно, не в роли солистки, а всего лишь в кордебалете. Но зато это был балет самого Дягилева! Кто это такой и почему это так важно, стоит рассказать подробнее.

Отрывок из книги Татьяны Русиновой «Русские музы. Истории любви великих художников и их русских муз»

Сергей Дягилев не был композитором, хореографом или художником. Сегодня мы бы назвали его продюсером. Он умел мастерски придумывать общую идею спектакля, находить талантливых исполнителей: композиторов, артистов и художников. Дягилев смело вмешивался в творческий процесс, направлял и контролировал репетиции, любил смелые эксперименты.

Уже в 27 лет он получил место чиновника по особым поручениям в Императорских театрах. Знаменитая балерина Матильда Кшесинская писала в мемуарах, что Дягилев часто присутствовал на репетициях и танцоры побаивались его критики.

Долго в Императорских театрах Дягилев не проработал. Попытки привлечь молодых художников и слишком смелые идеи привели к конфликтам и интригам. Ему не удалось реализовать себя в России, поэтому он собрал свою театральную труппу и организовал гастроли русского балета в Европе. Тут он чувствовал себя свободно и независимо.

Каждый год он привозил несколько небольших балетов в крупные европейские города. Дягилев покорил зрителей. Его первые постановки («Половецкие пляски», «Жар-птица», «Петрушка») ввели моду на все русское. Например, невеста будущего короля Великобритании Георга VI Елизавета надела в день свадьбы кокошник с бриллиантами и белое платье, напоминающее русский сарафан.

Русский балет получил место для репетиций в здании Оперы Монте-Карло в Монако. Для маленького княжества это была отличная реклама. Дягилев дал старт таким мировым звездам балета, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Михаил Фокин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин. Кроме того, у него работали Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Тамара Красавина…

Чтобы попасть в труппу Дягилева, нужно или уже быть звездой и служить дополнительной рекламой (как Анна Павлова в свое время), или быть талантливым и очень трудолюбивым молодым артистом. Несмотря на то что многие исследователи и поклонники Пикассо принижают талант Хохловой, необходимо отметить, что Дягилев был очень щепетилен при отборе артистов, а значит, талант у молодой Хохловой был.

Мадам Эрразурис, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на балу у графа Этьена де Бомона, Монпарнас, 1924 г.

Кроме того, легендарная танцовщица Тамара Красавина, также работавшая у Дягилева, в своих мемуарах называет Ольгу талантливой профессиональной балериной. В 1916 году Дягилев привлек к созданию декораций для балета «Парад» молодого, но уже довольно известного испанского художника Пабло Пикассо. В это время уже завершились два первых ярких периода живописца: голубой и розовый. Пикассо уже был кубистом.

Любовь к экспериментам и абсолютная свобода — вот что объединяло Пикассо с Дягилевым, и поэтому он прекрасно сработался с русским балетом, даже вмешался в сценарий, переписав несколько сцен. Некоторые костюмы, созданные Пикассо в стиле кубизма, были изготовлены из картона и позволяли танцовщикам делать лишь минимальные движения. Однако Дягилев не возражал.

Между репетициями и подготовкой декораций Пикассо заметил молодую Ольгу. В письмах друзьям он не выдал своей симпатии, писал только общими фразами, что нужно поскорее оформлять декорации, в труппе 60 балерин, и он делает наброски танцовщиц. Однако когда весной 1917 года труппа из Франции направляется в Италию, Пикассо внезапно к ней присоединяется. Официальная причина — чтобы продолжать совместную работу над эскизами.

Однако все замечают, что Пикассо уделяет много времени Ольге. Пара каждый день совершает длительные прогулки, Хохлова замечает внимание Пикассо, но не торопится ответить взаимностью. Дягилев предупреждает художника: «Осторожно, на русских девушках надо жениться».

Балетная труппа вернулась в Париж, а затем уехала на гастроли в Испанию, в Мадрид и Барселону. В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Хоть женщина и тепло встретила Ольгу, она сразу предупредила: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина».

Влюбленный Пабло изо всех сил старался радовать Ольгу. Когда она заявила, что хочет узнавать свое лицо на картинах, он начал писать ее в реалистичной манере. При этом Пикассо вплетает в полотна испанские мотивы, чтобы сделать Ольгу своей. Он пишет ее портрет в мантилье («Ольга Хохлова в мантилье»), с веером и испанской шалью («Портрет Ольги в кресле»).

В декабре 1917 года труппа отправляется на гастроли в Латинскую Америку, а Ольга остается с Пикассо в Европе. Уже в июне 1918 года пара женится в мэрии Парижа и венчается в русской православной церкви. Это был еще один подарок католика Пикассо для своей русской возлюбленной.

После свадьбы Ольга принимается активно вить семейное гнездо. Пара переезжает в центр города, снимает сразу две просторные квартиры. На одном этаже оборудована студия художника, на другом пара живет и принимает гостей. Друзья пары отмечали поразительный контраст двух идентичных квартир.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

В студии Пикассо был хаос: коробки, холсты, пакеты, свертки без всякого порядка, толстый слой пыли и отсутствие мебели. На нижнем, жилом этаже, все иначе: паркет всегда натерт до блеска, подобранная со вкусом мебель — здесь Ольга принимает гостей. Посетивший молодую пару Шагал назвал эти две квартиры «двумя разными планетами».

Достойное воспитание, манеры и привычка Ольги общаться со сливками общества подарили Пабло новый для него статус светской персоны. Живший до этого богемной жизнью Пикассо с радостью осваивает новую роль.

Он посещает салоны и замки знатных господ, его картины прекрасно продаются. Пикассо резко меняет свой круг общения под влиянием жены. Даже его манера живописи окончательно меняется в этот период: за кубизмом следует классический период.

Пикассо часто пишет Ольгу, ее образ нежен, романтичен, изящен, но все же меланхоличен и задумчив. Неужели брак по любви, изящная мебель в квартире, путешествия, автомобиль с шофером, лучшие наряды, породистые собаки и необходимые знакомства не делали Ольгу счастливой? Все дело в том, что, покинув Россию в 1915 году, Ольга туда так и не вернулась.

Сначала были гастроли, а потом произошла революция, и Хохлова потеряла всякую связь с родными. Она получала лишь обрывочные сведения о том, что происходит на родине, и, конечно, осознавала, в какой опасности ее отец, полковник Русской императорской армии. Кроме того, она повредила ногу и понимала, что в мир балета вернуться уже не сможет.

До конца жизни она сохранит свои пуанты и балетную пачку. Вскоре Ольга узнала, что один из ее братьев погиб, отец и двое других братьев присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности. Ольга старается помогать матери, пишет письма, посылает при любой возможности деньги и даже некоторые работы Пикассо.

В 1921 году у пары рождается сын Поль. Молодые родители счастливы. Кажется, для Ольги это самое счастливое время в жизни. На фотографиях она много улыбается в компании сына и мужа. В каждом письме матери в подробностях описывает жизнь маленького Поля.

Кажется, Пикассо тоже счастлив в роли отца буржуазного семейства. Он покупает дома, заказывает костюмы у лучших портных, носит в кармане часы на толстой золотой цепочке. С удовольствием принимает гостей и выходит в свет только в сопровождении жены. В то же время Пикассо продолжает много работать.

Теперь он рисует Ольгу в новой роли — роли матери. Вместо изящной задумчивой девушки он видит ее почти божеством. Крепкая, мощная, почти монументальная фигура Ольги на полотнах излучает спокойствие и любовь.

Маленького сына Пабло пишет в роли Арлекина — когда-то в юности Пикассо писал себя в этом образе. Очевидно, впервые став отцом в 40 лет, Пикассо наслаждается этой ролью. Однако, по свидетельству друзей, пара начинает все чаще ссориться.

Ольга узнает, что отец пропал без вести, а мать постепенно сошла с ума и умерла. Вероятно, Ольге требовалась поддержка близкого человека в это непростое время. Пикассо же устал от спокойной семейной жизни и отдалился от Ольги, чтобы посвятить себя работе. Подозревая мужа в неверности, Хохлова устраивает сцены ревности, что еще больше раздражает художника.

На портретах жены этого периода больше нет нежности. Сюрреалистические фигуры изображают агрессивных монстров. Ольга пытается смириться с этим с помощью религии, ее все чаще видят в православной церкви, а вот Пикассо увлекается коммунизмом. Стоит только гадать, какой удар это был для Ольги, потерявшей из-за коммунистической России почти всю свою семью.

Вскоре Пикассо прямо на улице встречает 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Он сам подошел к сероглазой блондинке и, пытаясь впечатлить, произнес: «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи». Девушка была очарована его напором, но имя мастера ей ничего не говорило. Мари увлекалась спортом, а не искусством. Подтянутая молодая девушка становится натурщицей, новой музой и любовницей Пикассо. Он поселяет ее в доме напротив, а когда едет в отпуск с семьей, снимает для нее квартиру неподалеку.

«Ольга в раздумьях», Пабло Пикассо, 1923

Эта связь длится около 8 лет. Наверное, Ольга знала, что в жизни Пабло есть другая женщина, но последней каплей для нее стал внебрачный ребенок. Когда в 1935 году Мари заявила, что родила дочь от Пикассо, Ольга покинула квартиру вместе с сыном.

Разрыв дался для обеих сторон тяжело, Пикассо около года не мог писать. Официально развод так и не был оформлен. Поначалу для Ольги, православной дочери полковника русской армии, развод был немыслим. Она мечтала восстановить семью, чем разжигала только злобу мужа.

Затем развод не хотел Пикассо, так как был бы обязан отдать ей половину всего имущества и картин. В итоге Пабло изменил привычный образ жизни и даже распорядок дня, чтобы не пересекаться с бывшей женой. Летний отдых он проводил вдали от Лазурного Берега, где часто бывала Ольга.

Жизнь постепенно идет своим чередом. Ольга получает имение в Нормандии, но жить там не может и приезжает с 14-летним Полем на юг Франции, а Пикассо остается со своей юной любовницей и их дочерью под Парижем. Вскоре Поля отправляют учиться в Швейцарию. Пикассо оплачивает обучение.

Во время Второй мировой войны Пикассо и Хохлова оказались в Париже. Художник чувствовал себя одиноко и порой даже навещал бывшую жену. Поль также возвращается в Париж. Однако крепких дружеских отношений не получилось из-за религиозности Ольги и увлечения Пабло коммунизмом. Пикассо постепенно урезает финансовую помощь Ольге. Есть сведения, что разум постепенно покидает ее.

Когда Пикассо переезжает жить уже с новой семьей на юг Франции, Поль следует за отцом. Новая спутница отца, Франсуаза Жило, — ровесница Поля. В своих дневниках она вспоминает, как жестоко отец обходился со своим старшим сыном. Он прилюдно унижал последнего. Называл дураком, который ни на что не способен.

«Русские музы. Истории любви великих художников и их русских муз»
869 ₽
«Русские музы. Истории любви великих художников и их русских муз», Татьяна Русинова
Купить
Добавить отзыв

Поль не имел даже права входить в дом отца, работал шофером в его новой семье и получал от отца скромное жалование. В это время Поль крепко выпивает и ввязывается в уличные драки, за что регулярно попадает в полицию.

Личная жизнь наследника тоже не складывается: после рождения детей следует развод. Франсуаза Жило отмечает, что Поль мог бы стать прекрасным автогонщиком. Машины были его страстью, однако постоянная критика отца, разочарованного в сыне, сломала юношу.

В 1952 году у Ольги Хохловой обнаруживают рак, она умирает от него в 1955 году на юге Франции. До последних дней она писала своему по-прежнему законному мужу письма, которые он оставлял без ответа.

Фото: Getty Images

Комментарии
Вам будет интересно