«Жаль, что мы расстались». О чем мы сожалеем в жизни больше всего
О чем люди жалеют? Этим вопросом социологи — практики и теоретики — задаются с середины ХХ века. Скажем, в 1949 году Джордж Гэллап, основатель Американского института общественного мнения, провел опрос среди граждан США, чтобы узнать, что они считают самой большой ошибкой в своей жизни. Самым распространенным ответом оказалось потрясающее «Не знаю».
Отрывок из книги Дэниела Пинка «Сила сожалений. Как взгляд назад помогает нам идти вперед»
Четыре года спустя Гэллап повторил исследование, проведя, вероятно, первый в истории опрос о сожалениях. В 1953 году его сотрудники спрашивали у людей: «В общем и целом если бы вы могли заново прожить свою жизнь, то вы прожили бы ее так же, как в реальности, или иначе?» Большинство американцев, как видно из приведенной ниже публикации, сказали, что не стали бы ничего менять.
Служба новостей общественного мнения
Джордж Гэллап, директор Американского института изучения общественного мнения
Дата публикации: суббота, 17 октября 1953 года
Если бы вы могли начать все заново, прожили бы вы свою жизнь иначе? Большинство опрошенных взрослых говорят, что они довольны своей жизнью, но примерно 4 человека из 10 поступили бы иначе. Например, откладывали бы больше денег, больше бы путешествовали, переехали в другое место, не совершили бы большой ошибки…
Эти проблемы с готовностью признать и назвать сложности очень понятны. Подумайте, как людям жилось в 1953 году. Вторая мировая война продолжала занимать умы. В Великобритании, где недавно короновали 25-летнюю Елизавету II, все еще действовали продовольственные карточки.
Япония и бóльшая часть Европы только оправлялись от разрухи. Это год смерти Сталина, окончания Корейской войны и появления первой вакцины против полиомиелита. При такой напряженности внешней жизни созерцание внутренней могло восприниматься как непозволительная роскошь. Самокопание станет любимой национальной забавой лишь через несколько лет.
Тем не менее ученые все больше стремились разобраться, что скрывается за внешними сложностями. В опросе 1949 года о том, что люди считают своей величайшей ошибкой, самым частым ответом после «Не знаю» был «Мало учился».
В опросе 1953 года из тех, кто жалел о чем-либо, первое место с 15% выборки занял ответ «Получил бы более серьезное образование». Это тоже очень понятно. В 1953 году лишь 6% населения США имело за плечами четыре или более курсов вуза. Более половины американцев не окончили даже средней школы.
До решения Верховного суда «Браун против Совета по образованию», признавшего неконституционной сегрегацию в общеобразовательных школах, оставался еще год. Американцы начинали представлять себе будущие возможности образования и, возможно, поэтому чаще сожалели, что не имели таких возможностей в прошлом или не использовали их.
К 1965 году, когда Гэллап провел опрос о том, что американцы сделали бы иначе, если бы могли прожить жизнь заново, для журнала Look, уже 43% выбрали вариант «Получил бы более серьезное образование»: это почти в три раза больше, чем 12 годами ранее.
В последующие десятилетия интерес к сожалениям у исследователей общественного мнения упал, но эстафету подхватили ученые. В 1980-х Джанет Лэндман и Джин Мэйнис из Мичиганского университета проанализировали, о чем жалеют как студентки, так и взрослые женщины, посетившие университетский центр профориентации.
В обеих группах главные сожаления касались сферы образования. У женщин старшего возраста «Если бы» обычно были связаны с ранним прекращением учебы. В 1989 году Арлин Мета и Ричард Кинньер из Университета штата Аризона исследовали сожаления женщин трех возрастных групп: от 20 до 30, от 35 до 55 и от 64 и старше.
Во всех группах самым частым сожалением оказалось «Я бы серьезнее отнеслась к своему образованию и училась бы прилежнее». Несколько лет спустя другая группа ученых из того же университета получила аналогичные результаты, опросив студентов начальных курсов. Самыми частыми были сожаления, определенные исследователями как «образовательные/академические».
В 1992 году специалист по исследованиям семьи Мэри Кей Де Дженова, изучая пенсионеров, обнаружила, что из таких сфер жизни, как друзья, семья, работа, образование, религия, досуг и здоровье, больше всего сожалений у них связано с образованием.
Дальше — больше. Виктория Медвек и Томас Гилович из Корнеллского университета — авторы знаменитого исследования призеров Олимпийских игр, о котором я рассказывал в главе 3, — в 1994 году опросили самых разных людей относительно того, о чем те сожалеют.
Образование, понятое и как «упущенные возможности для получения образования», и как «неправильный выбор образования», оказалось на первом месте. (Вторыми по частоте выбора стали романтические отношения — и как «упущенная возможность», и как «неблагоразумная авантюра».)
Год спустя к Медвек и Гиловичу присоединилась Нина Хаттиангади, и они вместе выяснили, о чем жалеют люди за 70, у которых в детстве был выявлен высокий интеллект. И вновь на первом месте оказалось образование — в том числе сожаления о напрасно потраченном времени в колледже, неправильном выборе направления обучения и преждевременном завершении учебы.
В 2005 году Нил Рёзе и Эми Саммервилл решили систематизировать накопленные данные, чтобы точнее определить, «какие именно сферы жизни несут наибольший потенциал для сожалений». Их метааналитический обзор обобщает девять предыдущих исследований, включая упомянутые мной.
Авторы выделили в нем 12 сфер сожаления, например карьера («Жаль, что я не стал стоматологом»), романтические отношения («Жаль, что я вышла замуж за Джейка, а не за Эдварда») или родительство («Жаль, что я проводил так мало времени со своими детьми»). Образование вновь возглавило список. 32% из 3 041 участника этого исследования указало именно его как главное, о чем они жалеют.
Самые распространенные сожаления, 2005 год
- Образование
- Карьера
- Романтические отношения
- Родительство
- Самость
- Досуг
- Финансы
- Семья
- Здоровье
- Друзья
- Духовность
- Сообщество
«Образование — это самый частый объект сожалений по крайней мере отчасти потому, что в современном мире как новое (с нуля), так и дополнительное образование того или иного рода доступно почти каждому», — полагают ученые. Если вы бросили колледж, вы можете восстановиться.
Если вам нужны дополнительное обучение или какие-то навыки, можно пойти на соответствующие курсы. Если вы не получили диплом в 20 или 30, вы можете сделать это в 40 или 50. «Возможность порождает сожаление, — продолжают исследователи, — а образование на протяжении всей нашей жизни меняется, открывая новые возможности».
Рёзе и Саммервилл назвали свою статью «О чем мы сильнее всего жалеем… и почему». И их вывод казался очевидным. Но это исследование не решило проблему. И они сами, и другие исследователи вскоре обнаружили, что их ответ на вопрос «почему?» оказался ошибочным, но зато вскрыл нечто более глубокое, чем они могли предположить.
О чем люди на самом деле жалеют
Исследования, показавшие, что больше всего мы жалеем об образовании, хоть и соответствовали формальным научным требованиям, были полны недостатков.
В частности, большинство из них проводилось в кампусах колледжей, где преобладающей темой для разговоров являются ученые степени, специальности и учебные программы. Если бы опросы были организованы в больницах, аптеках или кабинетах врачей, то, возможно, доминировали бы сожаления о здоровье.
Еще важнее то обстоятельство, что, как отмечают Рёзе и Саммервилл, предыдущие исследования опирались на «удобные выборки», а не на репрезентативные срезы всего населения. В одном из исследований ученые попросили магистрантов раздать анкеты своим знакомым, что является откровенным нарушением правил формирования случайной выборки.
В исследовании пенсионеров участие приняли 122 пожилых человека, проживавших рядом с Университетом Пердью, — хотя маловероятно, что ответы жителей западной части штата Индиана можно экстраполировать на весь мир.
Еще в одном исследовании были проанкетированы 10 вышедших на пенсию профессоров, 11 обитателей домов престарелых, 40 студентов бакалавриата и 16 офисных работников и охранников. Рёзе и Саммервилл обратили внимание на то, что женщины составляли 73% выборки, что вряд ли соответствует демографическим реалиям, как того требуют современные статистические методы. Подавляющее число опрошенных были белыми.
Даже опросы Гэллапа, более репрезентативно отражающие население США, зачастую давали довольно противоречивые результаты. В опросе 1953 года единственным самым большим своим сожалением назвали образование 15% респондентов. Но гораздо больше людей — 40% — дали на этот вопрос больше одного ответа.
В заключении своей статьи Рёзе и Саммервилл констатировали, что необходимо исследование, которое отражало бы разнообразие и сложность американского населения. Ответили на этот вызов сам Рёзе и его коллега Майк Моррисон в 2011 году.
Выйдя за пределы кампуса, они провели телефонный опрос 370 человек из разных регионов Америки. То, что выборка не будет смещена в сторону какого-либо региона или демографической группы, обеспечивалось случайным набором цифр номера.
Исследователи попросили респондентов подробно рассказать о каком-то одном большом сожалении, а затем команда независимых оценщиков относила эти рассказы к той или иной из 12 сфер жизни. Это была «первая по-настоящему репрезентативная картина того, о чем больше всего жалеет типичный американец», писали Рёзе и Моррисон.
Нарисованная ими картина называлась «Сожаления типичного американца: результаты опроса репрезентативной выборки в национальном масштабе» и сильно отличалась от предыдущих. Был отмечен широкий разброс сожалений по разным сферам жизни, причем ни в одной из них не было сосредоточено более 20% ответов.
Самыми распространенными оказались сожаления, связанные с романтическими чувствами — потерянной любовью или неудовлетворенностью отношениями: они составляли около 19% от общего числа сожалений. Следующей по частоте ответов оказалась семья: 17%. Образование и карьера набрали по 14% каждая.
Эта более диверсифицированная выборка позволила ученым сделать также ряд других выводов. Например, женщины чаще, чем мужчины, жалели о романтических отношениях и семье.
Люди с самым низким уровнем образования чаще жалели о его недостатке, а люди, не состоящие в браке или связи, больше сожалели о романтических отношениях.
Самые распространенные сожаления, 2011 год
- Романтические отношения
- Семья
- Образование
- Карьера
- Финансы
- Родительство
- Здоровье
- Друзья
- Духовность
- Сообщество
- Досуг
- Самость
Заключения относительно причин таких сожалений также отличались от предыдущих выводов. Исследователи вновь отметили корреляцию между сожалениями и возможностями.
Однако если в более ранних исследованиях предполагалось, что сожаления затрагивают именно те сферы, где люди видят для себя много возможностей, то на этот раз опрос показал обратное.
Самые большие сожаления были связаны с теми сферами, где возможности были утрачены, например когда человек ощущал себя слишком старым для дополнительного образования.
Такие сожаления, связанные с недостатком возможностей (когда проблему нельзя устранить), по частотности значительно превышают количество сожалений, связанных с избытком возможностей (когда устранить проблему реально).
Итак, спустя более полувека после того, как ученые и исследователи общественного мнения начали спрашивать людей, о чем те жалеют, у нас появилось два ответа на основные вопросы.
— О чем люди жалеют?
— О куче разных вещей.
–Почему они об этом жалеют?
— Это связано с их возможностями.
Захватывающе, но совершенно неудовлетворительно.
Ладно, давайте попробуем еще раз
С 1953 года сфера опросов общественного мнения значительно изменилась. В том самом первом опросе о сожалениях Гэллап и его команда опросили около 1 500 человек, многих лично, и обобщили ответы вручную, даже без мейнфрейма.
Сейчас производительность моего купленного три года назад смартфона превышает вычислительную мощь всех университетов мира в 1950-е годы. А ноутбук, на котором я пишу эту книгу, соединяет меня с миллиардами людей во всем мире, к тому же на его жестком диске установлено бесплатное программное обеспечение с открытым кодом, способное анализировать огромные объемы данных с такой скоростью и легкостью, которые были немыслимы для ученых середины ХХ века.
Я не Джордж Гэллап. Но нынешние инструменты так мощны, а затраты снижаются так стремительно, что даже такой дилетант, как я, может последовать его примеру. И вот, мучимый тем, что мы до сих пор так и не поняли, о чем же люди жалеют, я попытался выяснить это сам.
Я сотрудничаю с крупной компанией, занимающейся программным обеспечением и анализом данных, которая, в свою очередь, взаимодействует с фирмами, подбирающими группы респондентов для различных исследований. И вместе мы организовали крупнейшее и наиболее репрезентативное исследование сожалений, когда-либо проводившееся в Америке: American Regret Project, Американское исследование сожалений.
Мы опросили 4 489 человек, чей возраст, пол, раса, семейное положение, регион проживания, доход и уровень образования отражали состав населения США.
В ходе опроса, полную версию которого можно найти на сайте, участникам было задано 7 демографических и 18 исследовательских вопросов, включая один развернутый:
Сожаления — это часть жизни. У каждого из нас есть что-то, что мы сделали бы иначе, если б могли, или что-то, что мы, наоборот, не стали бы делать.
Пожалуйста, ненадолго оглянитесь назад на свою жизнь. Затем опишите в двух-трех предложениях одно важное сожаление, которое вы испытываете.
В нашу базу данных полились тысячи сожалений. Мы попросили людей отнести свое сожаление к одной из 8 категорий: карьера, семья (родители, дети, внуки), партнеры (супруги, значимые другие), образование, здоровье, финансы, друзья, другое. И задали еще несколько вопросов, про многие из которых вы еще прочтете на этих страницах.
Самые распространенные сожаления, 2021 год
- Семья
- Партнеры
- Образование
- Карьера
- Финансы
- Другое
- Здоровье
- Друзья
В нашем исследовании первое место заняла семья. Эту категорию выбрало почти 22% респондентов. С небольшим отрывом за ней следовали партнеры с 19% голосов. Далее с практически одинаковым результатом расположились образование, карьера и финансы. Здоровье и друзья замыкали список.
Иначе говоря, самое крупное и репрезентативное из когда- либо проводившихся исследований дало возможность сделать один ясный вывод: сожаления американцев касаются различных сфер жизни, а не концентрируются в какой-то одной категории. Люди действительно сожалеют о многом — о семейных отношениях, выборе романтических партнеров, карьерных решениях, учебе и многом другом.
Возможно, это нас вовсе не удивляет. Ведь сожаление универсально. Оно важная часть нашего бытия. Человеческая жизнь охватывает множество сфер: мы функционируем как родители, сыновья, дочери, супруги, партнеры, подчиненные, руководители, студенты, потребители, инвесторы, граждане, друзья и т. д. Почему бы и сожалениям не быть связанными с различными сферами?
Более того, сожаление делает нас лучше. Оно позволяет принимать более точные решения, повышает нашу эффективность и углубляет осмысленность. Почему бы этим его преимуществам не затрагивать различные сферы жизни?
Но и этот результат по-прежнему неудовлетворителен. Он дает некий проблеск понимания, но вовсе не ту ясность, на которую я рассчитывал. Вернувшись к полученным данным и собрав еще тысячи ответов по всему миру в ходе Всемирного исследования сожалений, я понял почему. Вопрос был резонным. Просто я не там искал ответ на него.
Фото: Unsplash