Ультимативный гид по духам Франсиса Кюркджяна: теперь вы расшифруете все его коды
В конце лета Франсис Кюркджян стал главным парфюмером дома Dior, сменив на этом посту «вечного» Франсуа Демаши. Выбор парфюмера вызвал восторг и массу прогнозов: все ждут, какую революцию под эгидой старейшего дома провернет. По нашей просьбе парфюмерный критик Мария Головина составила путеводитель по его главным запахам.
Самые популярные вопросы по поводу парфюмера Кюркджяна, которые покупатели задают гуглу, звучат так: «Чем пахнет „Баккара Руж“?», «Почему „Баккара“ пахнет бинтами?», «Кому подойдет „Баккара 540“?».
Ажиотаж вокруг аромата Maison Francis Kurkdjian Baccarat Rouge 540 актуален не только для России — по всему миру эти духи обожают, ненавидят и обсуждают. Несмотря на то что поистине народная слава обрушилась на парфюмера с армянскими корнями именно после появления Baccarat, его талант и выдающаяся способность выдавать парфюмерные хиты проявились уже на старте карьеры в середине 1990-х. Если вы искали информацию о Кюркджяне именно из-за нашумевшего флакона с красной этикеткой, то можете удивиться, как много общеизвестных ароматов — часть из которых наверняка когда-то стояла и на ваших полках — вышли из-под его пера.
Тем логичнее кажется очередной карьерный взлет Кюркджяна: в октябре 2021 года он сменил на посту главного парфюмера Parfums Christian Dior Франсуа Демаши — преданного ремеслу мастера по выпуску коммерчески успешных запахов.
Теперь у диоровского руля не просто хитмейкер, но визионер с непростым характером.
Кюркджян не только открыто заявляет о неприязни к парфюмерным критикам, но и строг в моменты, когда нужно оценить какое-либо из собственных творений. Он высмеивает романтические мифы о «свободе творчества» и подчеркивает важность ограничений и рамок — в частности, исходящих от менеджмента корпораций — для создания хороших духов.
Выдержанный имидж элегантного красавца (Кюркджян не скрывает, что считает визуальную составляющую и красноречие важнейшими для профессии) сочетается в нем со стремлением отказаться от «ольфакторного почерка». Он постоянно пробует себя в новых амплуа и жанрах: у наивного цветочного масс-маркета Yves Rocher Cerisier en Fleurs и сложного медового с уринальными оттенками Maison Francis Kurjdjian Absolue Pour le Soir — один автор.
В стремлении разобраться в феномене Франсиса Кюркджяна я условно разделила портфолио парфюмера на уровни: от начального — с обязательными к ознакомлению духами, уже успевшими войти в историю, — до более сложных: там и незаслуженно обделенные вниманием работы для других брендов, и самые яркие представители собственной линейки Кюркджяна, и совсем редкие экземпляры для настоящих ценителей его творчества.
Базовый уровень: три главных аромата Франсиса Кюркджяна
Окончив двухлетнее обучение в главном парфюмерном университете мира ISIPCA, молодой Кюркджян начал стажироваться в компании Quest. Его вот-вот должны были отправить в долгосрочную командировку — тренировать навыки создания отдушек для стиральных порошков. Возможно, не случись встречи Кюркджяна с Шанталь Роос (культовой креативной директоркой и крестной мамой Yves Saint Laurent Opuim), наши кондиционеры для белья сейчас пахли бы гораздо более замысловато. Но Роос доверила никому не известному 25-летнему Франсису работу над новым брифом от Jean Paul Gaultier.
Может показаться, что Baccarat Rouge 540 — самый обсуждаемый аромат авторства Кюркджяна, однако первая туалетная вода Narciso Rodriguez, совместная работа Франсиса и Кристин Нажель (ныне штатного парфюмера Hermès), уверенно лидирует по количеству комментариев на всех тематических форумах. Культовое комбо из белых мускусов и пачулей было вдохновлено пристрастием Кэролин Бессетт-Кеннеди, главной музы модельера Родригеса, к недорогим масляным духам Egyptian Musk. Гораздо более нейтральные, чем Baccarat, — парфюмерная авторка Лиззи Остром описывает эти духи из начала 2000-х как «такие же универсальные и вездесущие, как наводнившие улицы бежевые балетки», — For Her все равно вызывают ожесточенные споры и порождают мифы о парфюмерных «афродизиаках».
Случай с этими духами по праву можно считать аналогом истории с сине-черным (бело-золотым?) «платьем раздора»: для одних они тяжелые, приторные, странные и вызывающие; другие называют шлейф Baccarat прозрачным, завораживающим и «дорогим»; третьи и вовсе почти не ощущают этот запах. Кому-то Baccarat Rouge 540 напоминает о бинтах и кабинете дантиста, а кто-то чувствует вкус петушка на палочке и аромат готовящегося клубничного варенья.
Не аромат, а травяная настойка из аптечки хирурга Патрика Самнера, персонажа сериала «Ледяные воды». Мощный ретромикс из шалфея, мускатного ореха и листьев фиалки в каркасе типичного мужского «свежака».
Ассорти из ванильного маршмеллоу, персиковых мармеладок и лакричных леденцов для любителей послаще, но с «сюжетными поворотами». Интересная альтернатива популярным сахарным бомбам вроде Yves Saint Laurent Black Opium — во флаконе сказочной красоты с колпачком в виде крылатого олененка, коробкой с росписями в духе Анри Руссо и жидкостью насыщенного янтарного цвета внутри.
Возможно, самый строгий аромат Кюркджяна — ликерная роза в неошипровых доспехах из пачулей и альдегидов, напоминающих о раскаленном металле утюга и плавящемся воске. Та же красная роза, но уже снявшая латы, оголившая «плоть», напудренная тальком и накрашенная винтажной помадой, появится годом позже у Juliette Has A Gun — как Lady Vengeance.
Несмотря на то что лавры первых чайных духов принадлежат Bvlgari Eau Parfumée Au Thé Vert авторства Жан-Клода Эллена, именно Кюркджян со своим Green Tea ввел зеленый чай в моду. В России его, кажется, полюбили в парфюмерном варианте задолго до того, как начали повсеместно пить. Забавно, но аромат совсем не напоминает заявленный в названии напиток, но сочетание нот настолько укоренилось в массовой культуре, что любой обоняющий этот (бесчисленное количество раз скопированный) запах сразу же утвердительно закивает: «Пахнет зеленым чаем!»
Замечательная самоцитата, упрощающая поиски более бюджетной версии Baccarat Rouge 540. В Her Кюркджян смещает акценты с мха на клубнику, облегчая восприятие композиции, а в версии Intense появляется и дополнительное пудрово-помадное измерение.
Заряд свежести и бодрости на весь день — классический неролиевый колонь в духе старых итальянских марок вроде Acqua di Genova. Утонченный и универсальный аромат, воспевающий эпоху, когда у духов еще не было пола, а цитрусово-цветочными одеколонами поливались с ног до головы.
Красивый «европеизированный» уд на стыке с традиционной сладко-смолистой амброй. Центральный аккорд — сочетание эфирного масла киприола с характерными для него ореховыми оттенками, шафраном и тягучей ванилью. Лучший из удовой коллекции Кюркджяна.
Бонусный квест: для коллекционеров и фанатов
Eau Noire, Christian Dior
За 17 лет до того, как стать главным носом в Dior, Кюркджян уже поработал с тогдашним креативным директором мужской линии модного дома и создал лавандово-кофейный колонь с миррой «по заказу Эди Слимана для Эди Слимана». Добро пожаловать на онлайн-аукционы, где цены на невскрытые флаконы доходят до $900.
К 120-летнему юбилею ГУМ заказал у Франсиса Кюркджяна аромат-посвящение, и, пожалуй, это мои любимые духи парфюмера. Пряная гурманская амбра с выраженным «резиновым» оттенком в духе Coty L’Origan, Guerlain L’Heure Bleue и «Красной Москвы».
Манифест от 2016 года Liberté, Égalité, Fragrancité («Свобода, равенство, парфюмерство») одного из главных парфюмерных гениев современности Кристофа Лодамьеля в первом же пункте обозначает необходимость ольфакторного образования в школах и дома «ради пробуждения чувств, развития эрудиции и навыков общения». За два года до публикации этого манифеста Франсис Кюркджян уже выпускал парфюмированные мыльные пузыри — мятные, фиалковые, розовые, грушевые и травяные — для детей, взрослых и их совместных игр с обонянием.
Обложка: Kirk McKoy/Los Angeles Times/Getty Images