02 июня 2021

Это абьюз: как поп-культура романтизирует токсичные отношения

Любимый прием сценаристов: взять откровенно отмороженного парня и показать, как он меняется благодаря «силе любви» протагонистки. В жизни все иначе: вы не спасительницы и не психиатры, а разбираться с чужими тараканами — идея так себе, и, как в кино, она не сработает.

Романтизация абьюза — одно из худших зол кинематографа. Обычно такие пары всем нравятся: куча страсти, постоянные эмоциональные качели, конфликты, но в конце все хорошо. Раньше вы могли не замечать этого, но попробуйте пересмотреть старые сериалы и фильмы: очень удивитесь. Если не готовы к разрушению розовых замков, не читайте дальше — там окажутся те, кого вы могли обожать десять лет назад.

Росс и Рэйчел

«Друзья»

Знаете фразу: «Переживаю за чужие отношения больше, чем за свои»? С «Друзьями» так и было, поэтому я перестала их смотреть. Росс и Рэйчел всю душу из меня высосали своими эмоциональными качелями. Сначала она его не замечает, потом они начинают встречаться, потом расстаются, потом снова вместе, свадьба, развод и так до бесконечности. Так и хочется спросить: «Может, вы просто отстанете друг от друга»?

Белль и Чудовище

«Красавица и чудовище»

Извините, а никого не смущает, что этот мультфильм — показательный пример стокгольмского синдрома? Белль буквально пожертвовала собственной свободой ради отца, а единственным нормальным собеседником у нее была мебель. Немудрено, что от такого крыша начнет подтекать настолько, что влюбишься в абьюзера.

Тед и Робин

«Как я встретил вашу маму»

Тут вкусовщина. Лично для меня эта пара не работает: у них диаметрально противоположные желания и стремления. Пока Тед влюбляется буквально за секунду и уже придумывает, как сделает предложение, Робин боится серьезных отношений и вообще не планирует заводить семью и рожать детей. Поэтому многие были разочарованы концовкой, в которой герои остаются вместе. Это не противоположности, дополняющие друг друга, а созависимость двух совершенно разных людей, приводящая к конфликтам.

Кхал Дрого и Дейенерис Таргариен

«Игра престолов»

Окей, опять стокгольмский синдром. Интересно, у Дейенерис в голове ничего не щелкнуло, когда брат продал ее? Да и к динамике отношений много вопросов. Например, достаточно ли сменить позу в сексе, чтобы мужчина, говорящий на другом языке, перестал быть грубым и полюбил тебя?

Харли Квин и Джокер

Вселенная DC

Думала о фильме «Отряд самоубийц» и сразу поняла свою ошибку — начало подташнивать. Так что я обратилась к комиксам и анимационному сериалу «Харли Квин». Тут и объяснять особо нечего: домашний тиран манипулирует героиней и убеждает ее в собственной никчемности. Это всегда работает: жертва теряет свою самооценку где-то на глубине Марианской впадины и думает, что она не заслуживает любви и уважения.

Чак и Блэр

Gossip girl

Ой, вспоминаю те времена, когда мы все обожали «Сплетницу». И не последним предметом любви были именно отношения Блэр и Чака. Взаимный абьюз и манипуляции чувством вины еще никогда не казались такими привлекательными. Как будет свободное время, просто посмотрите. Вылезет все то, чего вы раньше не замечали.

Кэрри и Мистер Биг

«Секс в большом городе»

Чувствуете запах? Старая добрая созависимость, щедро приправленная нарциссизмом обоих персонажей. Пойти на уступки и найти компромисс? Что за детский сад! Лучше ругаться на протяжении шести сезонов и двух фильмов, чем решить свои проблемы словами через рот.

Сэнди и Дэнни

«Бриолин»

«Бриолин», мой «Бриолин». Тут сдаюсь даже я: уж очень люблю этот фильм. Но этого недостаточно для того, чтобы закрывать глаза на все его косяки. Разумеется, главный — изменения Сэнди ради Дэнни. С самого начала было понятно: у них разные характеры. Но в таком случае вы либо находите компромисс, либо понимаете, что дополняете друг друга, либо просто расстаетесь. Но Сэнди решает стать той, кем она в принципе не была. И зачем? Чтобы быть удобной для мужчины.

Елена и Деймон

«Дневники вампира»

Я всегда была в команде Стефана. И не потому, что я зануда, а потому что он знал, что такое уважение к партнеру и забота о нем. Ну а Деймон — классический абьюзер: манипуляции через чувство вины, постоянный контроль и нытье в стиле: «Да, вот такой я плохой, брось меня!» Конечно же, Елена не бросит, ведь она помогает герою стать лучше. И уже неважно, что он убил ее брата (несколько раз), зачем вспоминать прошлое? Считаю, этот прием должен умереть.

Когда пленник влюбляется в своего агрессора и начинает его оправдывать — прим.ред.

Комментарии

Лилия Абубекирова
Ривен и Муза из Винкс. Как же хорошо, что они всë-таки расстались
Вам будет интересно