1. Люди
  2. Истории
26 декабря 2023

Как создавали образы советских звезд. Макияж и прически из новогодних фильмов (и не только)

Очень модные, очень красивые. Советские актрисы были примером для сотен советских девушек, демонстрируя при этом вполне западные тренды.
26 декабря 2023
9 мин

В новогодние каникулы хочется чего-то легкого, атмосферного, приятно-праздничного. Мы варим глинтвейн, чистим мандарины и смотрим старые фильмы. И да, иногда и советские, а не только голливудскую классику имени зимних каникул. В этот раз мы пересмотрели советские хиты заранее и с особым вниманием к костюмам, макияжу и прическам.

50-е. «Карнавальная ночь» и прическа Одри Хепберн

29 декабря 1956 года на экраны советских кинотеатров вышла «Карнавальная ночь», фильм, после которого жизнь советских девушек уже не станет прежней. В 50-е в нашей стране еще «донашивали» военную моду: красили губы темной помадой, заплетали косы или укладывали волосы в «венчик победы», шили платья с широкими плечами и укороченными юбками.

За железным занавесом все было не так. Уже в 1940-е молодой кутюрье Кристиан Диор привел мир в эру new look с пышными юбками и тонкими талиями, а Макс Фактор — младший — макияж со светлой помадой и акцентом на глаза.

кадр из к/ф «Карнавальная ночь»,  1956

Директор «Мосфильма» Иван Пырьев обожал эстетику Голливуда и поручил начинающему режиссеру Эльдару Рязанову снять модный новогодний мюзикл. Получилось модно — во всех смыслах. Главная героиня, комсомолка Леночка Крылова, одевалась в тотальный new look, «зарубежно» красилась, а ее стрижка подозрительно напоминала образ Одри Хепберн в «Римских каникулах».

Когда фильм вышел на экраны, сотни и сотни советских девушек решительно отрезали волосы выше плеч и стали накручивать их до середины длины на металлические бигуди, чтобы получить тугие кудряшки. По бокам волосы шпильками закалывали к макушке — получалось красиво и дерзко.

В повседневной жизни Леночка, как и большинство советских девушек 50-х, только слегка красила щеки. В карнавальную ночь у нее был настоящий новогодний макияж: румянец во всю щеку, аккуратно подтянутый к виску, проработанные широкие брови, светлая помада в цвет губ, неяркий голубой макияж глаз и накладные ресницы.

На современный взгляд, они слишком жидкие и неадекватной длины, но тогда даже гримерам «Мосфильма» выбирать не приходилось. Фан-факт: чтобы лицо Леночки выглядело более озорным и гармоничным, Людмиле Гурченко приподняли кончик носа лентой, наклеенной вдоль переносицы. Кажется, кто-то до сих пор использует такие бьюти-подтяжки.

60-е. Комсомолка, спортсменка, красавица

Самый новогодний фильм 60-х, конечно, сказка «Морозко» Александра Роу. Кажется, ее вклад в бьюти исчерпывается фразой «Накрасилась как Марфуша». Так до сих пор люди старшего поколения иногда говорят девушкам, которые переборщили с румянами или отважно начернили брови без всякой архитектуры и прорисовки. На фоне харизматичной героини Инны Чуриковой положительная Настенька терялась, а ее макияж заслуживает внимания!

Настеньку играла 15-летняя балерина Наталья Седых. Макияж, по задумке гримеров, должен был прибавить ей возраста — отсюда синие тени, длинные ресницы и алая помада. Глаза увеличили подводкой, слизистую нижнего века прорисовали белым — взгляд получился наивный-наивный, а сильный акцент на внешние уголки глаз сделал его печальным. Для сказки это было то что надо, а реальность ждала других героинь. В жизни девушки 60-х вдохновлялись макияжем героинь комедий Гайдая.

Иконой стиля была, конечно, «комсомолка, спортсменка, красавица» Нина из «Кавказской пленницы». У Натальи Варлей от природы густые волосы, идеальные для стрижки шлем. На пробы она пришла с длинными прямыми волосами без челки. Знакомую нам всем стрижку — с короткими прядями у лица, более длинными у затылка и густой прямой челкой до бровей — придумали гримеры.

кадр из к/ф «Кавказская пленница», 1967

Гайдай считал, что актрисы в его фильмах должны выглядеть максимально хорошо и модно, и цинично говорил, что Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская. Нина в «Кавказской пленнице» появляется в клетчатой рубашке и модных на западе фиолетовых колготках, в красивом купальнике, брюках капри как у Мэрилин Монро.

Макияж дополнял образ современной, модной и образованной девушки. У Нины были четко очерченные брови, но естественной ширины и густые. Она носила черные «кошачьи» стрелки, но довольно деликатные — хорошо рассмотреть их можно в сцене торжественного открытия ЗАГСа.

Ресницы, конечно, были отлично прокрашенные, длинные и пушистые — вместе со стрелкой и растушеванными по нижнему веку серыми тенями они создавали эффект кукольного взгляда. Помада была неяркая, ягодного оттенка, а яблочки щек Нине красили нежно-розовыми румянами.

После «Кавказской пленницы» все девушки старались выглядеть вот так, но вскоре появились новые героини. В конце десятилетия на экраны вышла «Бриллиантовая рука», в которой показана целая плеяда аморальных, но прекрасно одетых, причесанных и накрашенных героинь, успешно модничающих под Запад.

Героиня Светланы Светличной Анна Сергеевна носила белый брючный костюм, как будто бы сшитым самим Ивом Сен-Лораном, балетки (!) и туфли с бантами на удобном маленьком каблуке. Прямые волосы оттенка «золотистый блонд», белоснежная повязка на лбу подчеркивали красивый загар.

Анна Сергеевна смело и модно красилась — с сильным акцентом на глаза (очень широкие стрелки, яркие голубые тени и густые ресницы). Гримеры подвели актрисе внутренний уголок глаз и нижнее веко, и так получился немыслимый «манкий взгляд». Брови актрисе сделали широкие и хорошо оформленные, губы бледные, ногти нюдовые, тон лица натуральный и ровный.

В фильме была и еще одна дорого одетая, хорошо накрашенная и прекрасно причесанная женщина. И да, это неожиданная героиня, управдом Варвара Сергеевна Плющ, которую сыграла Нонна Мордюкова. Создателей образа явно вдохновляла Жаклин Кеннеди.

Это особенно заметно, когда товарищ Плющ появляется в коктейльном платье с рукавами в три четверти с белым воротником, белыми перчатками и сумочкой в тон. У нее очень модная короткая стрижка, уложенная крупными волнами, точь-в-точь как у Джеки.

70-е. «Ирония судьбы, или С легким паром!»

В 70-е все тот же Эльдар Рязанов снял самый главный новогодний фильм советской эпохи — «Иронию судьбы» с Барбарой Брыльской в главной роли. В Польше Брыльска была настоящей звездой после «Анатомии страсти», смелого и чувственного фильма про непростые отношения Евы и Адама.

В советском прокате все откровенные сцены из «Анатомии страсти» вырезали, но зрители Еву запомнили. И эта чувственность Евы неизбежно транслировалась на Надю из «Иронии судьбы» — интеллигентную, утонченную и сдержанную.

Для советской женщины это была какая-то совсем новая роль, в которой только предстояло освоиться: научиться красиво курить, когда говоришь по телефону, играть на гитаре и напевать что-то изысканное, быть стройной, носить брюки, любить французские духи. У Нади были гладкие светлые волосы с завитыми наружу на большую расческу концами, и невеста Жени, тоже очень модная и чем-то напоминающая Анни-Фрид Лингстад из ABBA, выглядела на ее фоне простушкой.

Макияж у Нади не был прорывным. Он откликался общей моде советских женщин этого времени: тонкие брови, бледная кожа, скромные тонкие стрелки по ресничному краю, визуально распахивающие взгляд, серо-голубые тени и светло-коралловая помада. Точно так же визажисты чуть позже накрасят героиню Алисы Фрейндлих в еще одном рязановском фильме — «Служебный роман».

кадр из к/ф «Ирония судьбы или с легким паром», 1975

Но что важно — преображение Мымры в стильную Людмилу Прокофьевну начинается с прически бикси — боб + пикси. 70-е — время, когда женские стрижки были ключевым элементом образа, вспомним Фэрру Фосетт с ее «перьями», французскую челку Джейн Биркин, да хоть Лайзу Миннелли с ее пикси.

В Москве на Калининском проспекте только-только открыли парикмахерскую «Чародейка», в которой стриглись все знаменитости и крупные чиновники. Там умели делать и стрижку сэссон по методу Видала Сассуна, и гаврош с неровной челкой, короткими висками и немного удлиненным затылком. На длинные волосы с химической завивкой делали прическу «Аврора». Видимо, в «Чародейке» стригли и Людмилу Прокофьевну (короткие волосы чуть приподняты и уложены мягкой волной, прядка к прядке).

Но фильм, который мы смотрим как пособие по моде 70-х, — это, конечно, «Иван Васильевич меняет профессию». Гайдай не изменил себе: все героини были прекрасно и модно одеты (над некоторыми костюмами работал молодой, но набирающий обороты Вячеслав Зайцев), безукоризненно причесаны и при модном макияже.

Фильм вышел в 1973 году — «тоненькие, как ниточка» брови станут актуальны во второй половине десятилетия, а пока их выщипывают не так интенсивно. Зато в ходу парики, которые в «Служебном романе» уже, как следует из разговора Людмилы Прокофьевны с секретаршей Верочкой, потеряли популярность: «Ну и слава богу, я считаю. Куда лучше так… живенько, правда? А то как дом на голове…»

В 1973 году модная жена управдома Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) меняет парики в каждой сцене. У большеглазой и стройной Натальи Селезневой, которая играет Зиночку, короткие волосы, завитые в крупные кудри, как у куклы. Макияж завершал кукольный образ: массивные накладные ресницы, перламутровые голубые тени, тонкие брови, тщательно проработанные ресницы, заметные румяна и розовая помада.

У Натальи Кустинской, исполнявшей роль подружки режиссера Якина, были длинные белокурые пряди с челкой, как у принцессы из «Бременских музыкантов». Эта блондинка не только носила хипповскую прическу, в ее макияже тоже отчетливо читается тренд, который появился после Вудстока, — яркий макияж глаз зелеными и голубыми тенями. На губах у нее несколько оттенков розовой помады — в 70-е это самый шик.

У всех героинь фильмов 70-х пушистые ресницы, которые максимально раскрывают взгляд. Елена Рубинштейн придумала тушь в тубе еще в 50-х, но в СССР все красились ленинградской «плевалкой», да и на Западе не все были готовы отказаться от привычной коробочки со щеточкой. Lancôme и Rimmel в 1970-х вовсю выпускали и успешно продавали такую тушь. «Плевалкой» нужно было уметь краситься, но у тех, кто умел, ресницы получались очень крутыми.

80-е. Акцент на всем

В 80-е вышел последний знаковый новогодний фильм советской эпохи — «Чародеи», ироничная и модная сказка для взрослых с Александром Абдуловым и Александрой Яковлевой в главных ролях.

У Аленушки, которую играла Яковлева, в начале фильма волосы были заплетены в целомудренную косу, отсылающую к каноническим русским красавицам, но что бросалось в глаза, так это безупречный и современный макияж. Актриса к тому времени уже снялась в фильме-катастрофе Александра Митты «Экипаж» и стала звездой — коллеги рассказывали про ее редкую для тех времен требовательность к гримерам.

кадр из к/ф «Чародеи», 1982

Заколдованная Аленушка превращалась из милой девушки в стерву. Это отражали через ее образ. На место косы приходила сложная укладка с объемной челкой, украшенная ободками и заколками. Макияж тоже становился более агрессивным: креативные стрелки от середины верхнего века и перламутровые тени.

Все тени в 80-х были перламутровыми и максимально цветными: голубыми и синими, розовыми, фиолетовыми и серебристыми. Их наносили высоко, почти до бровей, и растушевывали влажным аппликатором по направлению к вискам. Четкая стрелка стремилась к бровям, ресницы прокрашивали чаще цветной тушью, чем черной, — в моде были фиолетовая и зеленая.

Максимальный акцент на глаза не исключал еще одного яркого акцента на губы. Контур нужно было сначала прорисовать именно темным карандашом, а потом дополнить помадой, например серебристо-фиолетовой (но допускалась и оранжевая или коричневая, как у Аленушки). Румянились тогда все, румяна занимали почетное место в каждой косметичке. Этот тренд мы видим и на Аленушке: щедро нанесенные на скулы румяна с растушевкой к вискам.

Фото: kino-teatr.ru/

Комментарии
Вам будет интересно