Личный опыт: как стать парфюмером в России
Где бы я ни был, на вопрос о своей профессии всегда отвечаю: парфюмер. Такой довольно неочевидный, особенно в России, ответ почти всегда вызывает как минимум мимолетное недоумение у собеседника.
Действительно, в России профессия парфюмера практически отсутствует. Тем и интереснее.
Еще три года назад я и сам представить не мог, что буду представляться парфюмером. Все изменилось, когда я понял, что парфюм — это «всего лишь» бленд масел, смешанных со спиртом.
Конечно, это знание не может волшебным образом превратить офисного работника в парфюмера, но я понял главное — что я могу попробовать сам сделать духи.
Почему именно парфюм? Вообще ароматы имеют какое-то магическое действие. Однажды в прекрасном южном саду, благоухающем совершенно неизвестными мне ароматами растений, я сорвал странные ягоды. Растер их между пальцами и минут на десять погрузился в мир абсолютно нового и невероятно красивого запаха. Я стал искать, как называется растение (им оказался каяпут), — и понял, что из этих ягод делают эфирные масла. Мне очень захотелось купить такое масло и сравнить с тем запахом, который остался в памяти. Оказалось, масло пахло не совсем так, но очень похоже.
Год спустя в этом же самом саду я уже со знанием дела исследовал каждое дерево, куст и цветок.
Видео: Екатерина Цыганкова @story_on_film
Собрал и сделал тинктуру цветов апельсинового дерева, изучил диковинные смолы древней ауракарии и нескольких видов кипарисов, вдохновлялся ароматами разных сортов роз, жимолости, туберозы, жасмина и десятков других благоухающих растений. Мне стало интересно попробовать с помощью парфюмерных материалов, созданных из всех этих растений, объединить ароматы этого сада. Это и стало моим первым парфюмерным экспериментом.
Еще в недавнем прошлом процесс поиска ингредиентов для создания композиций был практически недоступным простому обывателю. Сейчас — в век интернета — все намного проще.
Первое правило, которое я для себя уяснил, — не покупать дешевые «банные» эфирные масла, которые в России продаются повсеместно.
Ингредиенты — это база, от которой зависит результат дальнейшего творческого процесса, поэтому лучше в самом начале потратить время на поиск качественных масел.
В парфюмерии в основном используется два вида ингредиентов — масла растительного происхождения и синтетические душистые вещества (СДВ). В России существует два известных мне магазина, которые занимаются продажей СДВ в небольших розничных объемах. Этого было достаточно, чтобы начать экспериментировать и знакомиться с миром ароматических молекул. Но по мере развития неизбежно появляется необходимость поиска новых материалов, не продающихся в России, а также в увеличении объемов закупок, что не всегда эффективно с учетом наших наценок. Поэтому если речь идет о производстве парфюмерии, пусть даже и в небольших масштабах, то важно найти проверенных поставщиков. Другой вариант — сотрудничество напрямую с российскими представительствами международных производителей СДВ и отдушек. Правда, с поправкой, что этот способ подразумевает закупку огромного объема материалов и больше подходит крупным производителям.
Материалы растительного происхождения высокого качества в России практически отсутствуют.
Поэтому здесь важно начать поиски западных поставщиков в интернете и исключительно эмпирическим путем проверять качество масел. Обычно это заказ небольшого количества флаконов от разных поставщиков и тестирование их в сочетании с другими материалами. У меня ушло примерно полтора года, чтобы окончательно убедиться и выбрать основных поставщиков, материалы которых войдут в основные формулы ароматов.
Исключением стал магазин в Дели, куда я впервые отправился три года назад, вдохновившись тем, что про этот семейный бизнес с 200-летней историей BBC сняли документальный фильм. Исключение состояло в том, что в этом магазине я получил возможность не ждать неделями выбранные мною по описаниям масла, а выбрать их исходя из моих собственных впечатлений, полученных в тесной, но пропитанной историей лавочке.
Сложность выбора ингредиентов оправданна. Во-первых, в мире десятки тысяч различных ароматов, и многие из них существуют в виде парфюмерных материалов. Во-вторых, одно и то же растение может пахнуть совершенно по-разному в зависимости от того, где оно растет и каким образом из него получено масло. Это могут быть не только эфирные масла, но и другие фракции — натуральные изоляты, абсолюты, анфлеражи, СО2-экстракты, конкреты, тинктуры. И все они будут значительно отличаться.
Например, в аромате Meadow Tea мы используем СО2-экстракт цветов липы — это тонкий, пыльцевой, слегка медовый, с нотами цветущей полевой ромашки аромат. При этом цветы липы в виде абсолюта — аромат более густой, тяжелый, травянистый, даже несколько смолистый.
Другим важным моментом является погружение в детали мирового парфюмерного рынка. Необходимо понять, как он устроен, кто и почему добивается успеха. Помимо огромного объема изученного материала, я решил посетить и офлайн-мероприятия, на которых собирается мировая парфтусовка. Это и выставки в Италии (две, пожалуй, самые главные в мире), и парфюмерная биеналле в Париже, и вручение международных парфюмерных наград.
По сути, парфюмерное мастерство — это набор знаний и навыков, которые при желании сегодня можно в полной мере освоить самостоятельно.
Обучение парфюмерии сродни обучению музыке. Можно учиться игре на фортепиано и виртуозно исполнять классику, а можно самому освоить нотную грамоту, прочувствовать, как эти звуки появляются и сочетаются, чтобы создать принципиально новый фортепианный концерт. Я выбрал второй путь и глубоко погрузился в изучение запахов и растительного мира, постоянно анализируя, как тот или иной аромат звучит отдельно и в различных сочетаниях.
Создание парфюмерной формулы — задача очень долгоиграющая и скрупулезная. Даже мэтры-парфюмеры делают по несколько десятков блендов, прежде чем найдут идеальное сочетание, которое будет согласовано на всех уровнях и впоследствии выйдет на рынок.
Как писатель вряд ли сможет создать свое идеальное произведение из 200 слов, так и для парфюмера крайне важно иметь как можно больше различных ингредиентов в лаборатории.
Чем больше материалов в работе, тем больше запахов вы запоминаете и получаете большую свободу в творчестве.
Запоминание запахов в процессе погружения в парфюмерию — это как запоминание новых слов при изучении иностранного языка. Это позволяет развить один из главных парфюмерных навыков — умение сочетать сотни ингредиентов в голове, прежде чем начать работать с реальным материалом. Это важная составляющая в структурировании идей по созданию ароматов и выбору палитры масел для их воплощения.
При этом в изучении нового языка важно не только запоминать слова, но и понимать, как построена грамматика, чтобы эти слова правильно складывать в красивые предложения.
Поэтому очень важно находить довольно редкую и часто не переведенную на русский язык техническую литературу, читать интервью парфюмеров, знакомиться с профессиональным сообществом. Это позволит расширить картину парфюмерного мира и более точно определить собственный стиль, который создал бы какое-то новое направление во всеобщем ароматном движении. Существует не так много качественной литературы по теме, но те крупицы, которые удалось собрать, дают огромный толчок в развитии и понимании того, как устроена техническая часть работы.
Современного независимого парфюмера отличает совершенно другой подход к формированию бренда.
Во-первых, формулы ароматов создаются без ограничений по бюджету. В моем случае я сначала выбрал ингредиенты и создал ароматы, а уже после просчитал их стоимость. В нашей линейке из шести продуктов у каждого своя себестоимость, причем отличие может быть значительным, но цена за флакон одна. Такое практически невозможно в больших корпорациях.
Во-вторых, независимый парфюмер сегодня объединяет сразу несколько навыков: он сам занимается упаковкой, закупками, логистикой, развитием, продвижением. Это значит, что он сам распределяет ресурсы в таких пропорциях, которые отвечали бы основной идее. Например, он может не вкладывать больших средств в упаковку и маркетинг, а основной бюджет отдать на закупку масел, чтобы сделать качественный аромат, а не его обложку.
Тем не менее упаковка в парфюмерии играет большое значение.
В первую очередь флакон. В России практически не существует качественного парфюмерного стекла, а уж тем более спреев и крышек, поэтому важно искать надежных производителей опять-таки за рубежом. Наши флаконы, например, сделаны на немецкой фабрике, существующей с 1622 года. Причем недавно я узнал интересный факт: оказывается, на рубеже XIX–XX веков, когда отечественная парфюмерия была на высоте, их стекло на санях приезжало на российские фабрики.
Затем коробки. Мы снова столкнулись с тем, что у нас нет качественного отечественного картона, а европейский картон продается втридорога. Мы много экспериментировали в поисках решения и в итоге остановились на тканевых мешочках в виде конверта со вшитым магнитом, чтобы он сохранял свою практическую пользу и после того, как флакон NŌSE закончится.
Наконец, еще один непростой момент — российское законодательство, не позволяющее создавать парфюм в собственных лабораториях. Оно обязует организовывать контрактное производство с заводом, у которого есть лицензия на работу со спиртом.
Весь процесс коммуникации с заводами достаточно длительный: нужно собрать огромный пакет бумаг, а также приготовиться к масштабной и дорогостоящей закупке масел, чтобы сделать хотя бы минимальную партию. В своей лаборатории мы соединяем масла, делаем готовый бленд, который на заводе смешивают со спиртом и водой, фильтруют и разливают по флаконам. Чтобы сделать линейку из шести ароматов, нужно произвести сразу несколько тысяч флаконов. Но это очень поучительная история с хорошим финалом. Да, все очень долго и дорого, особенно когда сталкиваешься с этим впервые, но зато результат позволяет перейти к гораздо более быстрой и масштабной стадии развития. С одной стороны, разливать флаконы вручную достаточно долго, с другой — без официальных бумаг невозможно продавать парфюм и отправлять его за рубеж через таможню.
В целом процесс создания парфюмерии состоит из большого количества составляющих.
Важно понимать, что это дело жизни, в которое хочется вложиться всеми собственными ресурсами: временем, вниманием, последними деньгами.
Нужно верить в себя и не останавливаться, потому что со стороны весь этот процесс может показаться сумасшествием, особенно с точки зрения продаж. Многие не могут ответить на вопрос, как же продать парфюм, сделанный самоучкой из России, если на этом огромном рынке каждый год выходят сотни новых ароматов от известных брендов с громкими рекламными кампаниями. Ответ заключается исключительно в самом тебе.
Важно быть открытым, не стесняться писать и отправлять семплы в зарубежные магазины, принимать участие в коллаборациях и творческих проектах. Мы начали сотрудничать с магазинами в Европе, США и Азии — оказалось, им очень интересно пробовать что-то новое и смелое. Российские магазины также с большим интересом сотрудничают с нами, хотя изначально я думал, что именно они будут самыми большими снобами, относящимися с недоверием к отечественным продуктам. Причем количество магазинов, которые хотели бы представлять наши ароматы на своих полках, растет в геометрической прогрессии, поскольку часто они наблюдают за ассортиментом друг друга и сами инициируют новые партнерства.
Иллюстрация: Инна Бурштейн @innaburs
Для меня парфюмерия является удивительно гармоничным балансом между творчеством и предпринимательством — бескрайние просторы для создания ароматов, постоянно появляющиеся новые задачи и формы их реализации (например, создание ароматов для других брендов, косметики, общественных пространств) вместе с построением бизнес-модели по захвату мира захватили меня с головой. Задач становится все больше, а быть парфюмером становится все интереснее.
Фото обложки: Glukhovа Dasha @glukhovadasha