23 вопроса про рак груди и 1 история из первых уст
1. Какие симптомы у рака молочной железы? Можно самостоятельно понять, что у тебя рак?
Если говорить о раке в целом, то это десятки очень разных заболеваний, поэтому симптомы тоже отличаются. Но они же могут быть и сигналами организма о существовании других болезней. Самостоятельно стоит обращать внимание на новые и подозрительные кожные образования, родинки и любые опухоли на поверхности кожи или в тканях.
2. Кому и когда нужно проверяться?
Если у вас нет семейной истории онкологических заболеваний, то лучше обсудить скрининг с врачом, поскольку, помимо очевидных, могут быть другие риски.
Например, после маммографии одну из 25 женщин приглашают на дальнейшую диагностику. Из них рак найдут только у одной из четырех. Получается, чтобы спасти одного человека, нужно проскринировать 200 и «передиагностировать» троих, а МРТ и биопсия — тоже стресс.
Для людей с тяжелой семейной историей стандартного решения тем более нет.
3. Какие факторы риска у рака? Можно ли обезопасить себя?
Факторы окружающей среды хоть и влияют на развитие рака, но не всегда. Порой связь установить не получается, и мы вынуждены признать несчастный случай — что-то типа случайной поломки и аварии на дороге. Для рака молочной железы основной фактор из известных — генетическая предрасположенность. Если мы знаем, что у человека есть определенные мутации, то можно предложить либо более интенсивное наблюдение, либо даже операции или лекарства — например, профилактическую хирургию при мутации BRCA (BReast CAncer gene). Ее сделала Анджелина Джоли.
Также на появление рака груди влияют внешние факторы, которые мы сами можем контролировать: избыточный вес, курение, пассивный образ жизни. К тому же если избавиться от сигарет, то через пять лет риск заболеть раком головы, шеи и пищевода снижается в два раза.
Чтобы снизить риск некоторых других видов рака, надо делать прививку от вируса папилломы человека — это уменьшит вероятность появления рака шейки матки, а также рака головы и шеи, анального канала, вульвы, члена.
Кроме того, важно пользоваться солнцезащитными средствами и не ходить в солярий, чтобы избежать меланомы. Она встречается и в наших широтах и протекает очень агрессивно. А вот влияние стресса на рак пока не доказано. Стресс есть у всех, но болеет, к счастью, далеко не каждый.
4. Правда ли, что у вегетарианцев рак развивается реже?
Такая информация встречается, но доказательств все-таки мало.
5. Как выявляют рак?
Рак груди, как и большинство других, обнаруживают в двух случаях: когда появляются симптомы или во время планового скрининга — на маммографии (так его можно выявить на ранней стадии до появления симптомов).
Большинство мировых рекомендаций сходятся в том, что скрининг нужно начинать делать всем с 50 лет и продолжать до 74. Решение проводить его раньше принимается с врачом. Если ваши кровные родственники болели в раннем возрасте (до 50 лет), стоит проконсультироваться с онкологом и составить индивидуальный план скрининга.
Во всем мире сейчас обсуждают, насколько полезно делать поголовный скрининг рака молочной железы. Во время плановых проверок часто находят образования, которые кажутся подозрительными, — приходится их проверять на биопсии (брать кусочек ткани) и даже удалять.
А это операция на груди молодой здоровой женщины. Также есть риск ложноположительных результатов обследований, которые приводят к ненужному лечению. Все это нужно понимать, проходя проверки.
6. Правда ли, что рак может развиваться не по стадиям?
Стадии нужны, чтобы описать заболевание. Их присваивают после того, как исследуют опухоль и то, насколько сильно она распространилась. В зависимости от этого врачи подбирают лечение и делают прогнозы.
Если опухоль в груди очень маленькая и находится только в тех тканях, где появилась, чаще всего достаточно операции — опухоль удаляют. Когда опухоль больше и затрагивает другие ткани и лимфоузлы, присваивают II или III стадию. Тут одной операцией не обойтись: до и (или) после нее проводят лучевую или химиотерапию.
Наличие метастазов (группы раковых клеток) в других органах (легких, печени, головном мозге) — это IV стадия. В этих случаях операцию уже не делают, проводят системную терапию. То есть используют методы, которые воздействуют на весь организм: химиотерапию, гормональную, таргетную терапию. На IV стадии рак полностью излечить, скорее всего, не получится, но иногда его можно контролировать и продлевать жизнь на годы.
И да, это правда. Рак может появиться сразу в продвинутой стадии. Иногда мы даже находим отдаленные метастазы, при этом в самой молочной железе ничего нет. Но по результатам биопсии становится понятно, что это все же рак молочной железы.
7. Насколько часто рак встречается? И какой процент излечившихся?
По официальной статистике, каждый год в России рак молочной железы диагностируют примерно у 70 тысяч женщин.
Чтобы понять, насколько успешно прошло лечение, используют пятилетнюю отметку выживаемости — то есть какой процент людей с диагностированным раком на этой стадии проживет пять лет.
Для рака груди на самой ранней стадии процент пятилетней выживаемости — 99%. Для более распространенных стадий — 86%. Если есть метастазы в другие органы — 27%.
8. Растет ли вероятность заболеть с возрастом?
Да, с возрастом она увеличивается. Около 80% женщин, у которых находят рак груди, — старше 45 лет. Если в возрасте от 40 до 50 рискует заболеть одна из 68, то после 70 — одна из 26. А еще из-за того, что люди стали жить намного дольше, растет риск для каждого отдельно взятого человека. В 1940 году заболеть раком груди в течение жизни рисковала одна из 20 женщин, в 2019-м — каждая восьмая из ныне живущих.
10. Говорят, рак все чаще появляется у молодых. Это так?
Если брать все раки в целом, это неправда. Средний возраст пациента с раком — 66 лет. Нужно учитывать, что это средняя цифра по миру и в статистику включены как западные страны, так и не очень развитые. Но рак не молодеет, как об этом принято говорить.
Доля детских раков и раков у подростков и молодых взрослых (до 20 лет) по-прежнему составляет около 1% от общего количества. Доля рака у людей 21–35 лет — около 3%.
Если говорить о раке груди, то средний возраст пациента — 62 года, поэтому поголовный скрининг и предлагается женщинам старше 50 лет.
11. Быстро ли растут опухоли? Как срочно нужно реагировать?
Если говорить о раке груди, около трети опухолей агрессивны и развиваются быстро (иногда размер удваивается за месяц), другие же растут медленнее. Все индивидуально.
В реакции важнее правильность, а не скорость.
Нужно полностью обследовать человека, определить стадию и тип опухоли, чтобы подобрать необходимое лечение.
Дело в том, что рак груди, как мы сейчас знаем, — это не одно, а примерно пять заболеваний. Одни опухоли чувствительны к женским половым гормонам — значит, их можно лечить гормональной терапией. У других есть определенные рецепторы, на которые стоит воздействовать. Поэтому очень важно точно узнать тип рака у конкретного человека.
12. Что будет, если ничего не делать?
В целом, если при любом раке ничего не делать, человек умрет рано или поздно. Бывают исключения, но редко. Поэтому не стоит игнорировать симптомы и лечение.
Также если рак молочной железы возникнет у пожилой женщины и опухоль будет неагрессивной, то, возможно, он не успеет развиться — женщина умрет по другой причине.
13. Отличается ли лечение в зависимости от возраста?
Лечение зависит не от возраста, а от типа опухоли и общего состояния человека, наличия у него других его заболеваний: у одного в 20 лет их будет больше, чем у другого в 60.
14. Лечение — это больно?
Иногда да — при операциях и в послеоперационном периоде. Но чаще всего нет. У других видов лечения: химио-, гормональной и лучевой терапии иные побочные эффекты.
15. У какого лечения самая высокая эффективность?
Все виды лечения, которые использует официальная медицина, имеют доказанную эффективность для конкретных опухолей. Новый препарат или метод не используют, пока они не покажут результативность.
Это не относится к экспериментальным и шарлатанским методам, которые, к сожалению, иногда встречаются и в медицинских учреждениях.
16. Как понять, что лечение работает?
Каждый вид лечения предполагает метод контроля за эффективностью. Это могут быть анализы крови, КТ или МРТ — на снимках врачи видят, уменьшилась ли опухоль.
Иногда проконтролировать эффективность невозможно, поскольку опухоли уже нет, а лечение назначается как профилактика. Например, так проводят лучевую и химиотерапию после операции. В таком случае врачи опираются на результаты исследований о том, что после профилактики рак возвращается реже. Но точно понять, поможет ли лечение конкретному пациенту, заранее нельзя.
17. Какие могут быть побочные эффекты от лечения?
У каждого вида лечения свои побочные эффекты. И их действительно можно облегчить или предотвратить.
После операции по удалению груди и лимфоузлов отекает рука, но это происходит не всегда. В некоторых случаях можно не удалять все подмышечные лимфоузлы, а сделать биопсию «сторожевого» лимфоузла, когда врачи удаляют только ближайший узел. Если после анализа видно, что метастазов в нем нет, операции больше не потребуются. Это уменьшает объем вмешательств и риск осложнений после.
Иногда после операции нужно провести облучение, чтобы снизить риски локального рецидива. Осложнений можно избежать, если терапию проводят толковые радиологи с современной аппаратурой.
Системная терапия влияет на весь организм и для разных случаев отличается. Это не только химиотерапия, но и эндокринотерапия, когда принимаются специальные лекарства против рецепторов гормонов, а также таргетная терапия — лечение препаратами, действующими на определенный элемент опухоли.
Химиотерапия нужна не всегда. При раннем раке, если опухоль маленькая, обладает благоприятным биологическим подтипом и при этом не задеты лимфатические узлы, можно сделать специальный генетический тест (Oncotype, Endopredict, Mammaprint). Тест показывает низкий риск рецидива? Можно обойтись без химиотерапии.
Или, например, при метастатическом раке с положительными рецепторами эстрогенов и прогестеронов, если нет больших симптомов и необходимости быстро уменьшать болезнь, можно начать лечение с противогормональной терапии и достаточно надолго отодвинуть проведение химиотерапии, сохраняя качество жизни.
Как многие видели в фильмах, при химиотерапии выпадают волосы. Это случается не всегда, но при лечении рака груди — часто. Бывают и слабость, и расстройство желудка, тошнота или проблемы с нервными окончаниями в кончиках пальцев. Все это очень индивидуально, зависит от программы лечения.
Некоторые из побочных явлений, например тошноту, можно предотвратить с помощью специальных препаратов. Чтобы бороться со слабостью, нужно заниматься физической активностью. К сожалению, ее нельзя принимать в пилюлях.
Когда состояние позволяет, мы рекомендуем человеку сохранять привычный образ жизни: ходить на работу, играть с детьми, ездить на дачу или в путешествия.
18. Опасно ли устанавливать грудные импланты?
Риски есть, но маленькие. Эти риски, кстати, есть не только у женщин, перенесших рак молочной железы, но и у любых других, которые используют импланты, — существует имплант-ассоциированная лимфома. К счастью, она встречается очень редко и хорошо поддается лечению.
19. В России хорошо лечат рак? Или лучше поехать за границу?
Каждый решает сам. В России не лучше всех лечат рак, но и поездка за границу не решает проблемы полностью.
У нас есть все возможности, чтобы нормально лечить рак груди: хирурги, химиотерапевты, лучевые терапевты, импланты, — желательно погрузиться в тему, чтобы их найти и принимать правильные решения.
20. Что будет, если забеременеть, когда у тебя рак?
Будут особенности лечения. Прием некоторых препаратов, которые применяют при раке, несет риск развития у ребенка врожденных пороков. Но — хорошая новость — сейчас есть возможности во многих случаях сохранить беременность, провести лечение на поздних сроках препаратами, не проникающими через плаценту, родить и потом продолжать лечиться.
21. Бывает ли рак молочной железы у мужчин?
Да, конечно, хоть и редко — от 0,5 до 1% случаев. Получается, что на каждые 200 женщин с раком молочной железы приходится от 1 до 2 мужчин с заболеванием. Оно лечится так же, как у женщин.
Чаще всего рак у мужчин вызван генетическими поломками, которые существуют в семье. Они могут проявляться у кровных родственников как ранние случаи рака груди и яичников, предстательной железы. При определенном наборе факторов (возраст, когда нашли рак, степень родства, количество известных заболевших родственников, вид рака, который диагностировали) нужно обсуждать с семейным врачом или онкологом тестирование на возможные поломки в определенных генах. Это касается, разумеется, не только мужчин, но и женщин.
22. У кого из знаменитостей был рак груди?
У певиц Кайли Миноуг и Лаймы Вайкуле, писательниц Дарьи Донцовой и Людмилы Улицкой, гендиректора телеканала «Дождь» Натальи Синдеевой.
23. Сколько живут люди с раком молочной железы?
От нескольких недель до «всей жизни». В теории одно, на практике все может быть по-другому. Об этом рассказывает Анна Якунина, у которой диагностировали рак шесть лет назад. Теперь она помогает другим девушкам.
Новообразование при пальпации я обнаружила сама. После —обратилась в больницу к маммологу и онкологу. Так мне поставили диагноз: рак молочной железы. Мое заболевание не наследственное — до меня ни у кого в семье рака не было. Сейчас я в ремиссии, закончила лечение около пяти лет назад.
Лечиться не больно, но были побочные эффекты, которые меня беспокоили. Главный — проблема с венами, которые истончаются из-за необходимости постоянно вводить препараты. Еще однажды был стоматит, высокая температура и слабость.
На химиотерапию организм реагирует по-разному.
От некоторых препаратов мне, наоборот, хотелось больше двигаться и быть активной. Сейчас я принимаю гормонотерапию, из-за которой мои биологические часы сдвинулись на 15–20 лет — у меня уже наступила ранняя медикаментозная менопауза. Мне сейчас 40 с небольшим, а маме за 60, и нас беспокоят одни и те же проблемы с суставами, приходится наблюдаться у ревматолога и терапевта.
Грудь восстанавливать я не планировала — полностью приняла свое тело. Но в итоге пошла за компанию с подругами на прием к пластическому хирургу, и оказалось, что даже в моем случае можно сделать ее с помощью имплантов. Во вторую грудь тоже поставили имплант — для симметрии. Меня очень радует результат и то, в каком теле я сейчас нахожусь. Можно подбирать красивое белье. Больше скажу, у меня даже пропала боль в шейном отделе из-за того, что одна грудь перетягивала.
Теперь я не чувствую никакого дискомфорта — все в моем организме симметрично.
А еще я являюсь равным консультантом и удаленно общаюсь с женщинами, которые в данный момент проходят лечение рака молочной железы. Они обращаются ко мне за поддержкой, помощью. Но чаще всего им просто не хватает информации о происходящем. С этим и стараюсь помочь.
Для того чтобы быть всегда рядом, предлагаю общаться в WhatsApp: когда девушка встревожена, ей нужны поддержка и информация максимально быстро. Чем больше они знают и видят чужого жизненного опыта, тем спокойнее им становится. Их вдохновляет мой позитивный настрой, а я сама пыталась сохранять его во время своего лечения.
К консультанту можно обратиться с тем, с чем к врачу не пойдешь. Специалисту важно ваше здоровье, а не бытовые проблемы. А вот тот, кто прошел через это сам — равный консультант, — может подсказать, как лучше гладить или готовить, когда болит рука после операции, например.
Иногда мне пишут женщины и мужчины с другими заболеваниями, спрашивают, как мне удается сохранять настрой. Я их сразу предупреждаю, что могу быть равным консультантом только для человека с диагнозом «рак молочной железы», но готова поделиться своим опытом. Общение с такими пациентами обычно непродолжительное.
Но они все равно благодарны, потому что в таком общении всегда есть эмоциональная составляющая — человек успокаивается, когда понимает, что он не один и в мире есть люди, которые проходят тот же путь.
Я прошла не один тренинг по равному консультированию, постоянно получаю супервизию от своего психолога, который курирует наше направление. Раз в месяц с другими консультантами мы встречаемся на интервизию и прорабатываем различные ситуации, совершенствуем свои навыки. Это очень важно.
Чтобы поддержать человека, недостаточно одного желания. Даже если у вас схожий жизненный опыт.
В последнее время появляется все больше пациентских сообществ и НКО, во главе которых стоят бывшие пациенты. Как мне известно, не все из них проходили тренинги; многие не имеют специального психологического образования. Пройдя обучение, начинаешь смотреть на все совершенно другими глазами и сам психологически становишься сильнее. Важно, чтобы общение было безопасным с обеих сторон — и для консультанта, и для человека, которого он консультирует.